Обобщение опыта по валеологии. Консультация для воспитателей "валеологическое воспитание детей дошкольного возраста"

« О валеологии в детском саду»

Основная форма валеологического образования детей дошкольного возраста – разные виды интегрированных занятий, примерные темы: «Всегда и везде вечная слава воде!», «Вежливость на каждый день», «Зачем мы спим?», «Что я могу делать руками и ногами?», «Что такое здоровье?», «Какой я, какие другие?», «Мои чувства. Мое настроение», «Что делать, если у тебя плохое настроение?», «Надо, надо умываться…», в состав которых входят: беседа, дидактические игры, чтение, рисование, и, конечно, физкультурные минутки, минутки здоровья, с элементами различных видов упражнений (дыхательных, звуковых, массажем, гимнастики для глаз и др.), образных упражнений по карточкам, массажа и др. В такой деятельности ясно прослеживается интеграция многих образовательных областей: от познания до художественного творчества. В совместной деятельности разбираем запланированные и незапланированные ситуации типа «Как себя вести, если что-то болит» и др., беседуем на темы «Кто с закалкой дружит - никогда не тужит», «Полезные и вредные привычки».

Проводим праздники, досуги, развлечения:

Валеологический праздник «Шалтай-Балтай в гостях у осени»,
- «Когда овощи нам помогают»,
- «Папа, мама, я – спортивная семья» (совместно с родителями).

Экскурсии на стадион, в парк - всё это формирует интерес и привычку к здоровому образу жизни.

Дети начинают понимать, что, значит, быть «здоровыми»: «Здоров тот, кто всему радуется», «Здоровье не купить», «Болезнь человека не красит», «Чтобы быть здоровым, надо трудиться», «Здоровье дороже богатства»…

Весь этот материал закрепляется и в другой деятельности,в том числе на занятиях физической культурой. В своей работе мы используем разного типа занятия по физической культуре: традиционные, тренировочные, сюжетно-игровые, ритмическую гимнастику, тематическое занятие, занятия комплексного характера, а так же контрольно-проверочные занятия.

Особенностями проведения занятий является дифференциация и индивидуализация образовательной работы с детьми с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности, решается комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных, образовательных. Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.

Физкультурно-оздоровительная образовательная деятельность – это утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, двигательная разминка во время перерыва между занятиями. С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей проводятся дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий. Это оздоровительный бег, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, корригирующая гимнастика , массаж, индивидуальная работа по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке.

Гигиенисты утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение – это преграда любой болезни.

Движение – это хороший воспитатель. Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем своем удивительном многообразии.

Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка, но продолжительность ее зависит от индивидуальных особенностей детей, уровня двигательной активности. Это учитывается при руководстве самостоятельной деятельности детей.

Приобщение детей к здоровому образу жизни проходит через все режимные моменты в тесном сотрудничестве воспитателей, инструктора по физической культуру, медсестры и других специалистов..

Утро – самый короткий по времени этап педагогического процесса, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями. До прихода детей, готовится групповая комната к приему, проветривается, по мере необходимости кварцуем групповую комнату и спальню. В период вспышки эпидемии ОРЗ проводим чесноко и лукотерапии.

Каждому пришедшему ребенку мы стараемся уделить внимание, выразить радость, создать для него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью, т.е. обеспечиваем условия комфортного пребывания ребенка в детском саду. В группе имеется уголок «Спортсмена» - со спортивным инвентарём, дидактическими играми – «Угадай вид спорта», «Кому что нужно» и др., альбомы «Забочусь о своем здоровье», книги «Строение тела» и много другого материала.

Также утром проводим коррекционную работу с детьми, которые имеют отклонения в осанке, сводах стоп, зрени я . Затем утреннюю гимнастику, направленную на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует формированию основных физических качеств и потребности в двигательной активности.

Ежедневные прогулки с подвижными играми, спортивными упражнениями, развлечениями, играми – эстафетами – ещё один способ развития и приобщения детей к здоровому образу жизни – полезная привычка.

Закаливание является одним из традиционных общепринятых методов неспецифической профилактики ОРЗ:

1. Воздушные ванны,
2. Полоскание горла прохладной водой,
3. Мытьё рук до локтей
4. Игры с водой и др.
6. Точечный массаж.

Оздоровительный эффект закаливания сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения и формирует принципы и правила здорового образа жизни. Повседневно проводимые в ДОУ и в семье закаливающие мероприятия в качестве основной части физической культуры способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового быта.

Для повышения двигательной активности и оздоровления детей используем «Игровые дорожки» (ребристая доска, лоток с галькой, массажные коврики, холодные: влажные и сухие массажёры для стоп – позволяющие включать в работу все группы мышц) в сочетании с контрастными воздушными ваннами после дневного сна.

Корригирующая гимнастика – это тоже часть оздоровительного комплекса. Упражнения для профилактики плоскостопия и для формирования и коррекции осанки мы используем на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, индивидуальной работе. На коврике «Здоровья» разучиваем комплексы профилактических упражнений, массажи с элементами йоги, дыхательные и звуковые гимнастики.

Также приёмы точечного массажа повышают защитные свойства организма. «Гимнастика маленьких волшебников», «Пробуждение медвежат» - с элементами психогимнастики. Валеологические знания, полученные в игре вызывают интерес, желание заботиться о своём здоровье, в дальнейшем формируют и потребность в здоровом образе жизни.

Питание – важнейшее составляющее здорового образа жизни. За этим следит медсестра. Мы в свою очередь формируем культуру питания.

Все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам – словом учит вести здоровый образ жизни с детства. «Только здоровый ребенок может быть счастливым» (Доктор Комаровский)

Наша работа по внедрению валеологии в детском саду способствует формированию предпосылок всесторонне развитой, творчески активной, интегративной личности, развитию у детей физических, интеллектуальных способностей, нравственных качеств.


Одна из основных задач, стоящих перед педагогами – воспитание здорового подрастающего поколения. По статистическим данным, только 10% детей поступают в школу абсолютно здоровыми. Особенно актуальна проблема сохранения детского здоровья для северных районов страны.

Ведущим направлением моей работы является «Валеологическое образование дошкольников».

Валеологическое образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепление и сохранения своего здоровья; это процесс и результат овладения детьми системой научных знаний и познавательных умений и навыков. Формирования на их основе валеологического сознания (Я могу и хочу быть здоровым), а также культуры здоровья личности и общества.

Ведь в основе слова валеология лежат два латинских слова «vale» и «logos», которые переводятся «будь здоров» и «учение, знание, наука».

Перед собой я поставила следующие цели и задачи:

Формирование элементарных знаний о человеческом организме.

Овладение основами гигиенической и двигательной культуры.

Профилактика заболеваний и травматизма.

Изучение экстремальных ситуаций умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.

Для решения перечисленных задач в старшей и подготовительной группе были введены занятия по валеологии (1 раз в месяц); у малышей это направление образования осуществляется при помощи дидактических игр и бесед в совместной деятельности, и на занятиях по развитию речи.

Чтобы валеологическая работа была в системе, я разработала тематическое планирование. При планировании я опиралась на разделы программы «Детство». Познакомилась с работами по валеологическому образованию разных авторов:

Л.Ф. Тихомирова «Уроки здоровья»

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

М.Ю. Картушина «Зелёный огонёк здоровья», «Оздоровительные занятия»

В.Н. Волчкова «Познавательное развитие»

Статьи журнала «Дошкольная педагогика» про редакцией Е.И. Слисенкои Н.А.Гуменюк «Новые валеологические технологии».

Поставив перед собой цели и задачи, выбрав методы и приёмы обучения. Занялась подбором материала, поисками различных оздоровительных технологий (дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, шеи, ушей; релаксации, дидактические игры, опыты, стихи и загадки).Подготовкой наглядного и демонстрационного материала.

Эпизодическая деятельность не может дать положительного результата. Для достижения желаемого результата было необходимо сделать работу по валеологическому воспитанию регулярной, используя разные формы работы.

В форме занятии

В совместной деятельности воспитатель и дети

В свободной самостоятельной деятельности самих детей.

На занятиях включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, а также задачи по формированию у детей элементов учебной деятельности. Взрослый здесь всегда инициатор.

В совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности. Создаётся микроклимат, в основе которого стоит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребёнком и взрослым. Педагог выступает здесь в позиции партнёра детей, партнёра инициатора.

Свободная деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Взрослый находится за кругом детской деятельности, но он обеспечивает предметную среду, изменяя и дополняя её в соответствии с интересами детей. Педагог готов подключиться к детям по их просьбе о поддержке и помощи, а также в конфликтных ситуациях требующих вмешательства.

Каждая из этих форм необходима для развития детей и ни одну программу нельзя реализовать в рамках одной из форм.

На таких занятиях как-(«Слушай во все уши», «Смотри во все глаза», «Наши помощники», «Зачем человеку желудок», «Колыбельная из двух слов», «Я двигаюсь») дети знакомятся с человеческим организмом. Для привития детям навыков гигиены и профилактики здоровья подготовлены занятия:- «Подружись с зубной щёткой», «Витамины укрепляют организм», «Сохрани своё здоровье сам», «Откуда берутся микробы», «Если хочешь быть здоров». Ещё на занятиях дети учатся предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников(«Когда овощ могут навредить нашему здоровью, а когда помочь», «Осторожно грибы», «Лекарственные травы», «Летние забавы», «Как победить грипп», «Остров настроений»).

На занятиях я использовала различные самомассажи, упражнения для глаз, ушей, дидактические игры, опыты, физ. минутки.

Используемые, мною опыты позволяли преобразовать жизненные ситуации с целью выявления скрытых свойств органов, установление между ними связи, причин изменения. Например: из опыта «Как работает желудок» дети узнают, что желудок способен растворять и впитывать различные вещества. Опыты №7,8,9,-показывают взаимосвязь органов чувств. В опыте №10- дети определяют по вкусу и по запаху различные продукты. В опыте №4- определяется связь уха с носоглоткой. Этот опыт проводится после рассмотрения схемы «Строение уха». По окончании опыта испытуемый ребёнок делится впечатлениями. Из опытов о расположении «тепловых» и «холодовых» точек дети делают вывод, что ощущение тепла или холода возможно благодаря чувствительности кожи.

Применяемый мною наглядный и демонстрационный материал позволяет уточнить и обогатить представление детей, формировать наглядные образы тех, органов, восприятие которых в жизни не возможны.

Также большое внимание уделяю дидактическим играм. Их можно использовать во всех формах работы: как на занятиях, так и в совместной и свободной деятельности. На упражнение органов слуха и развитие слухового внимания я использовала такие игры: «Определи по звуку», «Угадай? кто позвал», Не пропусти свой звук», «Отгадай, где путешествовал Мишка». Игры как «Чьи глаза тебе помогут?», «Выполни задание»-закрепляют знания детей об особенностях зрения, развивают глазомер. Для закрепления частей тела и их функций я использую игры: «Моё тело», «Кукла», «Смешные движения», «Спинка к спинке», «Поговори с помощью своего тела». А игры «Определи на ощупь», «Найди пару», «Умею не умею»-развивают тактильные ощущения. Не оставляю без внимания игры для привития личной гигиены: «Моё лицо», «Чистые руки».

Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным. В качестве фольклорного материала я использую потешки, прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. Например: «Здоровому – всё здорово», «Кто долго жуёт, тот долго живёт», «Грязнулю всегда выручает вода». Для составления альбома я привлекала детей и родителей. Дети приносили из дома разные загадки, пословицы и поговорки. Так постепенно и копился материал.

Ещё один из видов моей работы это сказки. Чтение, рассматривание иллюстраций, драматизация сказок, проигрывание их на фланеграфе помогают не только закрепить пройденный материал темы, но и оживить его, сделать наглядным, красочным, легко запоминающимся.

Для этой цели я использовала фольклорные сказки: «Кот, петух, лиса», «Вершки и корешки», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Литературные сказки: «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит» К.Чуковского.

Сказки современных писателей: «Петька-Микроб» Г.Остера; «Свинья в гостях», «Жадная жаба», «Верное средство» Г.Юдина; «Длинная шея», «Сосульки», «Как ослик учился уважать старших» М. Пляцковского.

Главным критерием в подборе сказок является валеологическое направление. Если сказка формирует понятие о здоровом образе жизни, о необходимости гигиенических процедур, о товарищеских отношениях, я обязательно использую ее в работе.

Дети с удовольствием слушают сказки. Придумывают свои, делают мини спектакли. В своих сказках используют не только сказочных персонажей, но и различные предметы быта, одежды. Например: в сказке о рваном башмаке, который любил гулять по лужам и потом заболел. Дети образно называют сапожника – врачом, гвозди таблетками. Для инсценировок дети самостоятельно выбирали роли, подбирали атрибуты.

Имитация персонажей отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно определена сторона движения: легко бесшумно «спрыгивают птички с ветки», вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «медведь», задорно подпрыгивая скачет «зайка». Во время мимических и понтомимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица, и своего тела образ определённого персонажа, или изобразить его различное «душевное» состояние. Например в сказке «Зубик –Зазнайка» дети изображают «боль» Зубика, «обиду» зубной щётки и «самодовольство» Микроба Зубоеда.

Ещё я использую новое направление сказок- это «Сказка о сказках». Где основой служит принцип построения игр-матриц, когда одну и ту же сказку можно каждый раз пересочинить, досочинить, изменить героев, сюжет.

По форме это театр – фланелеграф с заданной схемой, обьединяющей различные понятия (виды спорта, цвета, лекарственные растения) общей темой. Общая тема сказки это раскрытие многообразия и многогранности, красочности и красоты природы. На сюжете сказки дети учатся чувствовать и понимать взаимосвязь человека и окружающего мира.

Сказка поднимает нравственные проблемы, воспитывает товарищеские отношения, показывает возможности совместного созидательного творчества.

Общей темой объединены шесть сказок. Сказки разыгрываются в определённой последовательности. Постепенно все шесть обьединяются и образуют одну «Сказку о сказках».

«Сказка о волшебном мостике»

«Сказка о радуге эмоций»

«Зимняя сказка и сказка о лете»

«Сказка о животных холодной и теплой страны»

«Вкусная сказка»

2Солнечные качали» (обобщающая)

Важным условием оздоровления является организация двигательной активности детей. Мы педагоги должны знать, что активные двигательные действия при эмоциональном подъёме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и происходит соответствующая тренировка систем и органов.

Очень важна роль подвижных игр в повседневной деятельности детей. В своей работе я подходила к подвижным играм индивидуально. С детьми, которые перенесли заболевания верхних дыхательных путей, я играла в такие игры, как «Весёлая пчёлка», «Выдуй шарик из чашки», «Лошадки», «Птички в гнёздышке». С детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, неправильная осанка и формы ног) «Гномы и великаны», «Наседка и цыплята», «Такси», «Через ручеёк по мостику». Для укрепления психического здоровья «Береги предмет», «Море волнуется», «Кто тише?», «По камушкам через ручеёк », «Круг кружочек».Подвижные игры включала не только в совместную деятельность. Но и в индивидуальную и самостоятельную работу.

*В целях профилактики заболеваний детей провожу различные виды закаливания: воздушные ванны и ходьба по коррегирующим дорожкам, хождение босиком, хождения в облегчённой, не стесняющей движение детей одежде.

*Для поддержания хорошего самочувствия дети должны научиться правильно дышать. Правильным принято считать медленное, глубокое диафрагмальное дыхание, при которых легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних. Такое дыхание позволяет ускорить кровообращение газообмен, обеспечит вентиляцию всех участков легких. Поэтому очень важно делать дыхательную гимнастику на улице или после сна. Также её можно использовать на занятиях для установления ровного дыхания после подвижной игры или концентрации внимания.

*Также применяю гимнастику после сна, что позволяет детям быстрее проснуться и мышцам придти в тонус. Ещё самомассажи рук, шеи, стопы ног.

*Неотъемлемой частью оздоровления является уход за полостью рта: полоскание водой после каждого приёма пищи. Для ознакомления с массажем по Уманской приглашала массажиста Ирину Анатольевну.

Здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому я не оставила без внимания такой раздел, как «Основы безопасности жизни деятельности детей». Свою работу я построила в виде занятий, бесед: «Что такое режим дня?», «Как быть здоровым», «Береги зрение»; просмотра презентаций «Правила поведения в лесу, дома», «Огонь друг или враг», «азбука дороги» и другие. Детям очень нравятся рассказы о приключениях Стобеда. Собрала и оформила гербарий лекарственных трав нашего региона.

Для более успешной работы по валеологии очень важна помощь родителей.

Совместно с родителями и детьми были оформлены альбомы: «Твой режим дня», «Витамины», «Спорт». В альбоме «Спорт» подобраны иллюстрации зимних, летних и национальных видов спорта. Родители нашей группы, были заинтиресованны в воспитании у детей здорового образа жизни. Об этом говорит их активное участие в спортивных мероприятиях как внутри сада, так и в городских соревнованиях. Также дружно откликались на строительство ледяной горки и оформление участка. Приходили не только папы, а целые семьи. Ведь очень важен личный пример. Во время дня открытых дверей провела занятие – практикум «Оздоровление после сна». Занятие родителям понравилось. Целю этого занятия, было показать родителям оздоровительные мероприятия, которые проводятся в д/саду. И обучить родителей применяемым приемам и методам по оздоровлению. На занятии, в форме КВНа, «Секреты здоровья», где родители принимали участие, они могли оценить полученные знания. В работе над проектом «Спорт- это здоровье» не обошлось без участия родителей. Продуктом проекта была стенгазета «Спорт –это здоровье»-выпущенная родителями совместно с детьми. На её презентацию были приглашены дети группы «Непоседы»-где дети рассказали о спортивных секциях которые они посещают, о питании спортсменов и Борины Матвей и Тимофей рассказали о своей спортивной семье.

Для воспитания у детей интереса к спорту проводила экскурсии в «Ледовый дворец», «Центр бокса» – где дети встретились с тренером по боксу, который подробно рассказал о этом виде спорта и даже провел небольшую тренировку.

В этом году моя работа немного изменилась так как работаю в коррекционной группе. Органическое поражение центральной нервной системы обуславливает сложные дефекты не только физического, психического развития ребенка. Поэтому я веду работу не только по поставленным выше целям и задачам, но и добавила новые.

Коррекция общей, мелкой моторики и координации движений.

Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.

Формирование гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности).

В свою работу я добавила игры и упражнения на коррекцию координации движений. Развитие психических процессов, развитие волевого и произвольного внимания, памяти, мышления, снятия напряженности, коммуникативных способностей, снятие агрессивного состояния. Эмоциональному развитию.

Как показала практика, только планомерная работа приводит к улучшению состояния здоровья детей повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе. Пропаганда валеологических занятий среди родителей способствует тому, что они стараются уделять больше внимания своему здоровью и здоровью своих детей.

Жизнь в наше время ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья ребёнка.

Родители, считая своим долгом одеть, обуть, накормить, обучить музыке или английскому, особо не задумываются о физическом воспитании ребенка. Следовательно, из физически слабо подготовленных детей выходят слабо подготовленные взрослые? Один восточный мудрец мечтал, чтобы в его школе каждый день преподавались четыре предмета: урок здоровья, урок любви, урок мудрости и урок труда. Итак, урок здоровья давным-давно стоял на первом месте. Думая о здоровье, мы обязаны готовить детей к перегрузкам уже с дошкольного возраста и о здоровье настало время заботиться уже с самого раннего возраста.

Разумнее рассматривать здоровье дошкольника, ориентируясь на три основные составляющие: ПИТАНИЕ + ЗАКАЛИВАНИЕ + ДВИЖЕНИЕ.

Реализация задачи по оздоровительному и физическому развитию детей.

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Здоровый ребенок в детском саду.

Особенно остро стоит эта проблема в период адаптации ребёнка в дошкольном образовательном учреждении, впервые поступающего в детский сад.

Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека.

Формирование здорового образа жизни начинается уже с раннего возраста. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, особенно во время адаптационного периода. При успешной адаптации выделяются два основных критерия: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребёнку справиться с трудностями привыкания к новой среде, позволяют организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, что приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, сформировать положительное отношение к детскому коллективу сверстников и выработке умений и навыков повседневной жизни. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем видам деятельности, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми. Мероприятия обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач, уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного периода, т.е. привыкание ребёнка к детскому саду, к общественному дошкольному образованию.

Оздоровительные мероприятия носят комплексный подход и построены на трех основных направлениях:

1. Создание оздоровительной среды для профилактики у детей различных отклонений в психофизическом развитии (зрение, плоскостопие, нарушение осанки, артикуляционный аппарат, дыхание).

2. Формирование здорового образа жизни детей в детском саду и дома.

3. Развитие физической культуры.

А также строится на основополагающих принципах:

· комплексности;

· дифференцированности;

· последовательности;

· аксиологичности.

Принцип комплексности состоит в создании единой целостной программы здоровьесберегающих основ у детей дошкольного возраста.

Принцип дифференцированности заключается в педагогическом направлении здоровьесберегающего образования в воспитательно-образовательном процессе, в индивидуальном подходе к каждому ребёнку (даются задания, учитывается темперамент детей, положительные черты формирующего характера).

Принцип последовательности заключается в постепенном подключении оздоровительных процедур, их разнообразии, вызывая интерес и положительный эмоциональный отклик со стороны детей.

Принцип аксеологичности (ценностная ориентация) осуществляется через родителей, с которыми рассматриваются представление о здоровье, как бесценном богатстве, здоровом образе жизни ребёнка раннего возраста, т.к. сформированность здорового образа жизни детей первых трех лет является основой для формирования здорового психофизического развития ребенка в дальнейшем.

Формы работы с родителями:

· уголок здоровья;

· консультации;

· родительские собрания с привлечением специалистов медиков;

Формирование культурно гигиенических основ способствует правильному воспитанию и развитию ребенка как личности.

Цель оздоровительных мероприятий: воспитание здорового ребёнка через здоровьесберегающее образование.

Работа по данному направлению для достижения цели предполагает реализацию следующих задач:

1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей.

2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей в воспитательно-образовательном процессе.

3. Формировать опыт социального поведения, обеспечивающее эмоциональное благополучие, здоровье в процессе адаптации, взаимодействия самопознания, саморегуляции.

В процессе выполнения и проведения оздоровительных мероприятий, ожидаются следующие результаты:

1. Формирование понимания данной проблемы и ответственности за выполнение рекомендаций педагогов со стороны родителей.

2. Привитие детям культурно-гигиенических навыков в режимных моментах.

3. Снижение простудных заболеваний.

Ухудшение состояния здоровья детей диктует необходимость разработки и внедрения мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижения их заболеваемости. Система мероприятий оздоровительного характера отражена в содержании оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

Валеология в детском саду.

Для воспитания у детей заботливого отношения к своему здоровью во многих дошкольных учреждениях, школах, вузах введен новый учебный курс "валеология". Главная цель этого курса заключается в том, чтобы научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться. Выполнение комплекса этих мероприятий обеспечит оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей и молодежи. Интегративний курс "валеология" в детском саду - это первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должен обеспечить реализацию таких задач:

Организация обучающей воспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, умениями и привычками, сохраняли и укрепляли здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.

Основные задачи дошкольного курса "Валеология"

Основными задачами дошкольного курса "валеологии" являются:

  • формирование и развитие теоретических знаний и практических умений у детей раннего и дошкольного возраста, необходимых для понимания многомерного и многосложного понятия здоровья и процесса его укрепление и сохранение;
  • получение основ знаний и практических умений в содействии и использовании современных и давних методик физического, психического, духовного и социального оздоровления. Воспитание заинтересованности к опыту народной оздоровительной системы;
  • формирование элементов валеологического мировоззрения, овладение элементарной оздоровительной терминологией;
  • целесообразное структурирование и комплексирование знаний, практических умений детей в оздоровлении человека в разных видах учебной, игровой, трудовой и бытовой деятельности.
  • формирование у каждого ребенка умственных умений анализа своего личного состояния с целью своевременной самопомощи;
  • воспитание желания и потребности детей в использовании теоретических и практических знаний в оздоровлении членов своей семьи, других людей.

Задачи и структура базового валеологического образования

Дошкольное воспитательное учреждение является органом образования и общественного воспитания детей возрастом от двух до семи лет, в котором осуществляется формирование просвещенной, творческой личности, становление ее физического, психического, духовного и социального здоровья, обеспечение приоритетного развития человека.

Для реализации этой задачи необходимы новые подходы к содержанию обучения детей раннего и дошкольного возраста. Общая концепция непрерывного образования предлагает: обязательным компонентом новой системы образования должны быть задачи по формированию, сохранению и укреплению здоровья, гигиеническое воспитание населения, начиная с раннего и дошкольного возраста.

Этот компонент изменяет требования ко всему содержанию образования, его приоритетов, предоставляет валеологический характер, выдвигает первоочередные задачи: формирование валеологического сознания людей, культуры здоровья личности. Интегральной характеристикой здоровья личности и общества считаются физические, психические, духовные и социальные составляющие. Вот почему включение курса валеологии в блок базовых дисциплин в дошкольном учреждении считается необходимым и весомым.

В дошкольном учреждении валеология является интегрированной системой знаний, которые состоят из таких занятий: «ознакомление с окружающим миром», «ознакомление с природой», «физическая культура», «музыкальная культура», «изобразительная деятельность», «формирование элементарных математических представлений».

В своей совокупности базовые знания деятельности детей дают возможность формировать элементы целостной картины мира и решать такие задачи:

  • «Здоровье человека»

Дети шести лет предположительно должны владеть следующими знаниями, умениями и навыками:

1) знать элементарное анатомическое строение и функции частей тела, органов и систем организма человека; условия в которых человек может быть здоровым;

2) понимать человека как составляющую систему природы и общества, бережно и с уважением относиться к ней;

3) элементарно понимать и анализировать проявления физического, психического состояния человека, морального поведения, позитивных отношений, ценить положительное начало в человеке;

4) понимать, что позитивные проявления психического состояния человека и моральные поступки формируют здоровье;

5) уметь отличать здорового человека от больного, молодого от старого по некоторым внешним признакам и поведению;

6) проявлять чуткость к старым и больным людям, желание им чем-то помочь;

7) владеть элементарными приемами первой помощи при несчастных случаях, травмах.

8) иметь элементарные представления о своем рождении;

9) осознавать роль матери, отца, семьи, рода у здорового ребенка;

10) знать строение своего тела, мальчика и девочки, чем они отличаются, основные процессы жизнедеятельности внешних органов, некоторых систем, ценность их нормального функционирования для укрепления и сохранение здоровья;

11) понимать важность: режима дня, питания, овладение культурно-гигиеническими навыками, практическими приемами закаливания, умениями правильно двигаться, выполнять разные гимнастические упражнения для укрепления своего здоровья;

12) знать названия гимнастических упражнений, закаливающих и культурно-гигиенических процедур, спортивного инвентаря;

13) использовать знания о некоторых признаках детских болезней, с целью предупреждения заболеваний;

14) пользоваться правилами безопасности в процессе выполнения движений, прогулок по улицам, при переходе дороги;

15) знать об отрицательном влиянии вредных привычек на здоровье;

16) владеть несколькими методами физического и психического оздоровления.

  • «Связь здоровья с природой»

1) понимать взаимозависимость человека (ребенка) и природы, использовать знания на практике (с целью оздоровления);

2) регулировать свою жизнь и состояние здоровья в зависимости от времени года, погодных условий, климата;

3) владеть способами защиты от неблагоприятных экологических факторов;

4) выполнять правила поведения на природе;

5) защищать естественные объекты от загрязнений и заболеваний;

6) отличать полезные растения от вредных и запрещать своим товарищам и взрослым пользоваться ими.

  • «Здоровье и общество»

1) понимать пользу всех видов работ для здоровья взрослых и детей, помогать старшим, уважать их труд;

2) принимать участие в повседневной работе взрослых (в семье, детском саду), вместе с ними создавать условия для благоприятного существования;

3) не волновать родителей, воспитателей и других людей своим отрицательным поведением;

4) соблюдать правила этического поведения при общении со взрослыми, детьми разного пола и возраста, уважать их;

5)оказывать посильную помощь медицинской сестре в профилактической работе.

Природные условия здоровья.

Ребенок - творение природы: живой и неживой. Его тело, зачатое матерью и отцом, соткано из воды, воздуха, ультрафиолетовых солнечных лучей, из глины, железа, золота, олова и других элементов. Все это природа, ее компоненты жизнедеятельные, конструктивные защитные силы. Чтобы малыш рос, физически развивался, становился совершенным, уникальным творением - человеком. Ему нужны эти силы: солнце, воздух, вода во всех проявлениях агрегатного состояния: роса, снег, изморозь. Поэтому каждодневное закаливание организма детей вышеупомянутыми естественными факторами - есть бесценное и очень влиятельное на здоровье ребенка условие.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, видят неповторимость каждого времени года, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить, развиваться этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, воспитывают только положительные чувства у детей, умение пользовать благами природы, не нарушая их, потреблять энергию природы в себя, в ребенка.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества. Но главным препятствием является отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Следовательно, главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.

Осознавая важность поставленной проблемы, регулярно проводятся познавательны занятия и беседы в детском саду, которые влияют на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью. Однако есть и проблемные моменты: необходимость приведения познавательных занятий в систему; необходимость замены иллюстративно-объяснительной модели проведения занятий познавательного цикла на проблемно-поисковую; поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни; поиск методов и приемов, активизирующих собственную познавательную активность детей; расширение объема содержания занятий.

В результате была определена цель работы - разработка системы занятий познавательного цикла, оказывающих влияние на формирование здорового образа жизни у детей.

Актуальность опыта

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье народа в целом. Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье наших детей далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по самопознанию, самоизучению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Однако в отличие от взрослого ребенок "за здоровьем" не побежит. Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие. Разработанная система обучения знаниям, умениям и навыкам обеспечения и поддержания здоровья начиная с периода первого детства, позволит успешно решать задачу формирования своей жизни, собственного здоровья. Между тем в существующих программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста отсутствует научно обоснованная технология решения данного вопроса. В этой связи назрела необходимость специального исследования процесса формирования здорового образа жизни детей 3-7 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений. Данную задачу целесообразно решать не в форме дополнительного образования, путем введения, к примеру, занятий по валеологии, а интегрированно, в процессе познавательной деятельности. Такой подход более оправдан, учитывая перегруженность программ дошкольного воспитания в последние годы информационно-познавательной деятельностью, увеличением числа различного рода дополнительных образовательных услуг.

Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

Во главе всех принимаемых решений по развитию дошкольного воспитания должен стоять ребенок, его психическое и физическое здоровье, эмоциональное благополучие. Ведущей идеей является идея постоянного развития человека, развития личности в период ее физического и социально- психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, формирование достоинства личности и соблюдение норм и прав ребенка. Особенно актуальным это становится в настоящее время, когда в педагогической действительности наметилась тенденция к переходу от массового образования, направленного на передачу определенного набора знаний, к образованию индивидуальному, ориентированному на конкретного ребенка с его личностными особенностями, склонностями и т.д.

Являясь важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики человека вообще и ребенка, в частности, здоровье, характеризует социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи и многое другое.

В основу концепции валеологического обеспечения физкультурной деятельности детей положена идея создания условий для реализации основых потребностей, природно присущих человеку. Ведущей в системе этих потребностей выступает потребность в двигательной активности, физическом самосовершенствовании. Она проявляется в единстве с потребностью получения удовольствия, наслаждения от участия в двигательной деятельности; потребностью сопереживания в процессе взаимодействия и общения; потребностью в самоутверждении. Первичные базовые потребности являются мотивом поведения ребенка на этапе начального обучения здоровому образу жизни. Однако постепенно под воздействием педагогических средств формирования здоровья они перестраиваются и превращаются во вторичные побуждения.

Данная идея основана на следующих принципах:

Единства валеологической повседневной деятельности;

Непрерывности и преемственности;

Единства индивидуализации и дифференциации;

Инновационный валеологический подход.

Педагогическая идея опыта

Разработать модель формирования валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста и определить педагогические условия ее реализации в дошкольном образовательном учреждении. Диапазоном опыта является единая среда воспитательно - образовательного процесса (занятия, игры, упражнения).

Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья.

Термин "валеология" происходит от латинских слов "вале", что означает "быть здоровым" и "логос" - "наука". Таким образом, валеология - наука о здоровье. Древние римлянине часто поздравляли друг друга словом "вале!" - "будь здоровым".

Валеология как наука возникла не так давно, "отцом" современной валеологии называют русского ученого И. И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин валеология объясняют как наука о здоровье человека или здоровье здоровых.

Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

Следует различать валеологию медицинскую, валеологию педагогическую. Именно педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека.

Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она содержит в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Понятие “здоровье” имеет множество определений. Однако самым популярным и наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”. Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом определение здоровья как “степени приближения” к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность: образовательная, досуговая, прием пищи и двигательная активность и др. будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

В последнее время как часть общей культуры человека выделяется валеологическая культура - социально-психологическая деятельность человека, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций здорового образа жизни, превращение их во внутреннее богатство личности. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, терминологией, знаниями, обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здорового образа жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей. Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать правило, сформулированное режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным. Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в общесадовских мероприятиях).

Известно, что купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, и т.д.), с целью создания вокруг него обстановку наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.

Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Интегрированный курс "валеология" в детском саду - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должных обеспечить реализацию таких задач:

  • воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;
  • установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой;
  • формирование личности ребенка;
  • воспитание привычек личной гигиены;
  • закаливание ребенка и его двигательная активность;
  • профилактика и устранения вредных привычек;
  • осуществление валеологического мониторинга.

Учитывая реальность настоящей педагогики, валеологическое воспитание должно быть национальным, т.е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики.

Организация образовательно - воспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, общеобразовательными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.

Решая одну из насущных проблем современного общества – сохранение и укрепление здоровья детей, в 1999-2001 г. г. профессором А. А. Дмитриевым, доцентом И. Ю. Жуковиным, была разработана концепция валеологической работы для специальных (коррекционных) школ программа “Наша традиция – быть здоровыми!”. На сегодняшний день увеличивается процент детей относящихся к группе риска и в ДОУ. Подобная ситуация привела к потребности адаптировать программу “Наша традиция – “Быть здоровыми!” для дошкольного образовательного учреждения. В результате проблемы формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников были уточнены цели, задачи и содержание валеологической работы, а адаптированная программа внедрена в практику многих ДОУ. Основная цель данной программы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний. Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика, обучение пониманию своего эмоционального состояния. Большая роль в работе отводится созданию информационной “Среды здоровья” (схемы, рисунки, стенды), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка. Проведение занятий совместно с родителями дает возможность выявить проблемы в общении Родитель-Ребенок и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии. Таким образом, создается благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребенка. После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик был составлен перспективный план работы для старшего дошкольного возраста, определены формы и методы работы. Информация для родителей оформляется на специальных стендах, проводятся консультации, совместные занятия с детьми. Для персонала ДОУ организуются консультации, семинары, педагогические советы, деловые игры. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера. В работе широко используется наглядная агитация – уголок здоровья в группах, стенды в ДОУ, работы с детьми. В детском саду постепенно создаются традиции ЗОЖ – минутки здоровья на занятиях, дни здоровья в ДОУ, кратко и долгосрочные проекты, посвященные теме здоровья. Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:

  • Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.
  • Образовательно-воспитательный процесс: занятия (гимнастика, познавательная часть, релаксация), образовательно - воспитательные занятия (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки), физкультурные занятия, музыкальные занятия (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости), рисование по желанию ребенка, по замыслу (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости).

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у воспитанников ДОУ.

Организация работы с детьми строится с учетом следующих методических требований:

  1. Структура занятий:

1. Организационный момент

2. Гимнастика

3. Дидактическая игра или игра-беседа на повторение пройденного ранее материала.

4. Познавательный блок

5. Сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта и т. п.

6. Дидактическая или подвижная игра на закрепление

7. Релаксация под музыку

Продолжительность занятия: 2-я младшая группа – 15-20 минут; средняя группа – 20-25 минут; старшая и подготовительная к школе группа – 25-30 минут.

Продолжительность каждого блока занятия может варьироваться в зависимости от психо-физиологического и эмоционального состояния детей на данный момент.

2. Выполнение санитарно-гигиенических требований:

  • Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении
  • Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям
  • Занятия проводятся не раньше чем через 30 минут после еды и не позднее, чем за 1 час до еды
  • Музыка для релаксации должна быть не громкой
  • Подбор упражнений должен соответствовать возрастным особенностям детей
  • Контроль условий пребывания ребенка в ДОУ осуществляется медицинскими работниками

3. Учет психо-физиологических и эмоционально-личностных особенностей детей.

  • Соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста
  • Соответствие упражнений двигательным возможностям детей
  • Учет социального анамнеза и опыта ребенка, тактичное упоминание о любых фактах жизни ребенка
  • Учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребенка (уровень внимания, памяти, мышления и др.) и уровня его работоспособности
  • Особое внимание уделяется детям “группы риска” (дети, имеющие психический и соматический диагноз, дети, перенесшие травмы, соматически ослабленные и т. п.)
  • Единство требований всех членов педагогического коллектива по отношению к каждому конкретному ребенку с учетом всех выше названных особенностей детей.

Программа оздоровительно-педагогических занятий с дошкольниками состоит из 6 блоков:

Знай свое тело

На занятиях по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.), кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.

Соблюдай правила гигиены

Особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

Скажи “НЕТ” вредным привычкам

В работе по данному блоку широко используются психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек, идет закрепление полезных привычек.

Занимайся физкультурой

Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.

Соблюдай режим дня

Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также в данный блок включены знания о правильном питании, т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.

Следи за датчиком настроения

Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель занятий – повышение психоэмоциональной устойчивости.

В работе с родителями также можно использовать различные тесты, которые помогают родителям определить, умеют ли они заботиться о своем здоровье.

Была также выпущена стенная валеологическая газета для родителей "Будь здоров, малыш!"

Результативность опыта

В процессе ознакомления старших дошкольников с человеческим организмом решаются следующие задачи:

1. Формировать у детей адекватные представления об организме человека;

2. Помочь ребёнку создать целостное представление о своём теле;

3. Научить "слушать" и "слышать" свой организм;

4. Осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

5. Формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни;

6. Прививать навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи;

7. Развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих близких;

8. Воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, помогать, сопереживать чужой боли.

При валеологическом обследовании дети старшей группы должны знать:

  1. Чем отличается живая природа от неживой?

2.Работа с картинками, показать представителей:

A) живой природы; b) неживой природы.

3.Назвать признаки времен года: зимы, весны, лета, осени.

4. Рассказать какая связь между живой и неживой природой? (Ответы давать на примере.)

5.Имеют ли объекты неживой природы влияние один на другой? (Примеры.)

6.Влияет ли состояние погоды на поведение и здоровье людей? Как?

7.Какие явления природы наиболее характерные для нашего края? Найти и показать их на картинках.

8.Работа с картинками:

A) показать и назвать полезные для организма растения, объяснить какова их роль в нашей жизни?

B) показать и назвать декоративные растения. Есть ли среди них лечебные?

Какая их роль в нашей жизни?

При организации проектной деятельности ДОУ по формированию здорового образа жизни важно ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчеств.

Реализуя данную систему работы, выявлены следующие результаты. Более полные представления у детей формируются через:

1. циклы последовательных занятий в каждом направлении;

2. интеграцию последовательных, продуктивных занятий в рамках проекта.

Обозначены задачи деятельности на будущее, а именно:

1. Разработать систему последовательных циклов познавательных занятий для детей с валеологической направленностью.

2. Углубить содержание знаний.

3. Расширить сферу деятельности.

4. Совершенствовать формы и методы работы с детьми в процессе занятий.

Сверхзадача данной работы - пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желания "сделать себя лучше, сильнее, умнее", научить его фантазировать и делать дело, иными словами - "создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность". Причем не когда - нибудь потом, в будущей взрослой жизни, а сегодня, сейчас, немедленно, не теряя драгоценного времени.







ProPowerPoint.ru Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привития навыков ЗОЖ: Активный труд, Рациональный отдых, Закаливание, Занятия физкультурой, Рациональное и полноценное питание, Личная гигиена, Своевременное обращение к врачу и др.












Задачи валеологии в ДОУ: Воспитание у детей сознания того, что человек – часть природы и общества; Установление гармоничных отношений детей с живой и неживой природой; Формирование личности природы; Воспитание привычек личной гигиены; Закаливание ребенка и его двигательная активность; Профилактика и устранение вредных привычек; Осуществление валеологического мониторинга.




ProPowerPoint.ru 1. Уши есть на голове. 2. Два их точно, а не две. 3. Правое и левое - равные - проверено! 4. С мылом мой своих друзей. 5. Ковырять ничем не смей! 6. Слышат звуки разные и слова - Сразу вместе, оба - два! 7. Тихие и громкие, глухие и звонкие! 8. Есть в ушах ещё серёжки - Но они не для Алёшки! 9. Уши прячутся под шапкой, Лишь тогда, когда не жарко!


ProPowerPoint.ru 1. Это нос - посмотрите внимательно! 2. Он посередине на лице. 3. У животных есть он обязательно. Он у всех одну имеет цель. 4. Вдох и выдох! Кислород вдыхает! 5. Воздух нос нам согревает! И микробов не пускает! 6. Запах знает он любой. 7. Есть платочек носовой - Назначение понятно - С чистым носом быть приятно! 8. Мелочь в нос нельзя пихать! 9. И нельзя в нем ковырять!


ProPowerPoint.ru 1. Посмотрите - это губы. 2. Их откроешь - будет рот. 3. Как заборчик - это зубы. 4. Вся еда в него войдёт, 5. Всё язык перемешает, зубы всё пережуют, Но его мы не покажем, ни к чему торчит он тут! 6. Сказку нам расскажет рот, или песенку споёт! 7. Рот свой нужно полоскать, Дважды чистить зубы! 8. Чтоб улыбку показать!, 9. На морозе - не лизать! Очень нежны губы!





















«Стишок 1»: Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик) Покатаем и потрем. (катаем между ладошек) Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим) И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы) Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик) Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик) «Стишок 2»: Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик) И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему) Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем тоже самой) Помассируем бока. (катаем между ладошек) Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик) Поиграть я с ним хочу. Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках) Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)


ProPowerPoint.ru « Стишок 3»: (Движения выполняются по тексту) Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошки, А потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. А теперь последний трюк! Мяч катаю между рук! «Стишок 4»: (Движения выполняются по тексту) Этот шарик не простой Весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладем Им ладошки разотрем. Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем! Можно шар катать по кругу Перекидывать друг другу. 1, 2, 3, 4, 5 – Всем пора нам отдыхать! «Стишок 5»: Катится колючий ежик нет ни головы, ни ножек. По ладошкам он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (выполняем круговые движения мячиком между ладонями) Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит (перебираем мяч пальчиками) Бегает туда, сюда! Мне щекотно? Да, да, да! (движения мячом по пальчикам) Уходи, колючий еж, в темный лес, где ты живешь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)


« О валеологии в детском саду »

Основная форма валеологического образования детей дошкольного возраста – разные виды интегрированных занятий, примерные темы: «Всегда и везде вечная слава воде!», «Вежливость на каждый день», «Зачем мы спим?», «Что я могу делать руками и ногами?», «Что такое здоровье?», «Какой я, какие другие?», «Мои чувства. Мое настроение», «Что делать, если у тебя плохое настроение?», «Надо, надо умываться…», в состав которых входят: беседа, дидактические игры, чтение, рисование, и, конечно, физкультурные минутки, минутки здоровья, с элементами различных видов упражнений (дыхательных, звуковых, массажем, гимнастики для глаз и др.), образных упражнений по карточкам, массажа и др. В такой деятельности ясно прослеживается интеграция многих образовательных областей: от познания до художественного творчества. В совместной деятельности разбираем запланированные и незапланированные ситуации типа «Как себя вести, если что-то болит» и др., беседуем на темы «Кто с закалкой дружит - никогда не тужит», «Полезные и вредные привычки».

Проводим праздники, досуги, развлечения:

Валеологический праздник «Шалтай-Балтай в гостях у осени»,- «Когда овощи нам помогают»,- «Папа, мама, я – спортивная семья» (совместно с родителями).

Экскурсии на стадион, в парк - всё это формирует интерес и привычку к здоровому образу жизни.

Дети начинают понимать, что, значит, быть «здоровыми»: «Здоров тот, кто всему радуется», «Здоровье не купить», «Болезнь человека не красит», «Чтобы быть здоровым, надо трудиться», «Здоровье дороже богатства»…

Весь этот материал закрепляется и в другой деятельности,в том числе на занятиях физической культурой. В своей работе мы используем разного типа занятия по физической культуре: традиционные, тренировочные, сюжетно-игровые, ритмическую гимнастику, тематическое занятие, занятия комплексного характера, а так же контрольно-проверочные занятия.

Особенностями проведения занятий является дифференциация и индивидуализация образовательной работы с детьми с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности, решается комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных, образовательных. Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.

Физкультурно-оздоровительная образовательная деятельность – это утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, двигательная разминка во время перерыва между занятиями. С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей проводятся дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий. Это оздоровительный бег, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, корригирующая гимнастика , массаж, индивидуальная работа по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке.

Гигиенисты утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение – это преграда любой болезни.

Движение – это хороший воспитатель. Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем своем удивительном многообразии.

Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка, но продолжительность ее зависит от индивидуальных особенностей детей, уровня двигательной активности. Это учитывается при руководстве самостоятельной деятельности детей.

Приобщение детей к здоровому образу жизни проходит через все режимные моменты в тесном сотрудничестве воспитателей, инструктора по физической культуру, медсестры и других специалистов..

Утро – самый короткий по времени этап педагогического процесса, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями. До прихода детей, готовится групповая комната к приему, проветривается, по мере необходимости кварцуем групповую комнату и спальню. В период вспышки эпидемии ОРЗ проводим чесноко и лукотерапии.

Каждому пришедшему ребенку мы стараемся уделить внимание, выразить радость, создать для него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью, т.е. обеспечиваем условия комфортного пребывания ребенка в детском саду. В группе имеется уголок «Спортсмена» - со спортивным инвентарём, дидактическими играми – «Угадай вид спорта», «Кому что нужно» и др., альбомы «Забочусь о своем здоровье», книги «Строение тела» и много другого материала.

Также утром проводим коррекционную работу с детьми, которые имеют отклонения в осанке, сводах стоп, зрения . Затем утреннюю гимнастику, направленную на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует формированию основных физических качеств и потребности в двигательной активности.

Ежедневные прогулки с подвижными играми, спортивными упражнениями, развлечениями, играми – эстафетами – ещё один способ развития и приобщения детей к здоровому образу жизни – полезная привычка.

Закаливание является одним из традиционных общепринятых методов неспецифической профилактики ОРЗ:

1. Воздушные ванны,2. Полоскание горла прохладной водой,3. Мытьё рук до локтей4. Игры с водой и др.6. Точечный массаж.

Оздоровительный эффект закаливания сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения и формирует принципы и правила здорового образа жизни. Повседневно проводимые в ДОУ и в семье закаливающие мероприятия в качестве основной части физической культуры способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового быта.

Для повышения двигательной активности и оздоровления детей используем «Игровые дорожки» (ребристая доска, лоток с галькой, массажные коврики, холодные: влажные и сухие массажёры для стоп – позволяющие включать в работу все группы мышц) в сочетании с контрастными воздушными ваннами после дневного сна.

Корригирующая гимнастика – это тоже часть оздоровительного комплекса. Упражнения для профилактики плоскостопия и для формирования и коррекции осанки мы используем на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, индивидуальной работе. На коврике «Здоровья» разучиваем комплексы профилактических упражнений, массажи с элементами йоги, дыхательные и звуковые гимнастики.

Также приёмы точечного массажа повышают защитные свойства организма. «Гимнастика маленьких волшебников», «Пробуждение медвежат» - с элементами психогимнастики. Валеологические знания, полученные в игре вызывают интерес, желание заботиться о своём здоровье, в дальнейшем формируют и потребность в здоровом образе жизни.

Питание – важнейшее составляющее здорового образа жизни. За этим следит медсестра. Мы в свою очередь формируем культуру питания.

Все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам – словом учит вести здоровый образ жизни с детства. «Только здоровый ребенок может быть счастливым» (Доктор Комаровский)

Наша работа по внедрению валеологии в детском саду способствует формированию предпосылок всесторонне развитой, творчески активной, интегративной личности, развитию у детей физических, интеллектуальных способностей, нравственных качеств.



Публикации по теме