«Основы воспитания толерантности у дошкольников. Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КГБОУ СПО «Ачинский педагогический колледж»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: ОП.09 Инклюзивные подходы в дошкольном образовании

Тема: Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

Введение

Человечество перешагнуло порог третьего тысячелетия. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, формирования общемирового экономического пространства, интенсивности развития средств массовой коммуникации, приведших к интернационализации всех сторон человеческого бытия, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальной структуры.

Актуальность научных исследований, посвященных толерантности, представляется самоочевидной. Энергия злобы и ненависти ко всему похожему, к людям, пользующимся другим языком, исповедующим другую религию и придерживающимся другой системы ценностей, долго накапливающая, сегодня вырвалась наружу. Локальные войны и террористические акты, преследование национальных меньшинств и толпы беженцев - результаты действия разрушительной и испепеляющей силы, имя которой нетерпимость. Она бушует сегодня во всем мире. Что касается России, то в ней нетерпимость приобрела в последние годы чудовищную силу. толерантность конфликт психологический педагогический

В интересах международного сотрудничества существенно важно, чтобы отдельные люди, общины, нации признавали и уважали культуру, плюрализм человеческого сообщества. Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов.

Человечество в целом уже породило внутри себя настоятельную потребность во взаимопонимании и терпимости различных народов друг к другу. Неслучайно 1995 год был объявлен ООН «Годом Толерантности», а каждый год 16 ноября - Международный день, посвященный толерантности.

Главная роль в распространении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».

Данное положение распространяется и на дошкольный возраст, которому принадлежит огромное значение в первичном складывании личности. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями.

Стремление изменить мышление человека в сторону глобальности характерно не только для современного этапа развития отечественной педагогики. Международные семинары педагогов показывают, что этими проблемами занимаются многие ученые различных стран. Несмотря на различный уровень экономического развития, в области воспитания встают одни и те же вопросы, поскольку мы живем в мире взаимозависимости. Ученые Франции, Японии, США и других стран считают, что воспитывать уважительное отношение к другим людям, проявлять к ним интерес необходимо с дошкольного возраста, когда ребенок «открыт» влиянию многих культур.

Формирование толерантности актуальная проблема, но по причине недавнего возникновения, мало изученная.

Глава 1. Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте

Потребность поиска элементов, способствующих «сглаживанию» противоречий и конфликтов реальной жизни привела к возникновению понятия «терпимость».

В греческой философии требование меры в удовольствиях и поведении стало одной из основных нормативных установок античной этики, связанной тесно с идеей равенства людей. Гераклит и софисты делают вывод о произвольном характере человеческих суждений и оценок, с одной стороны, а с другой - об объективности человеческого сознания.

Демокрит особо акцентирует внимание на то, что «стыд» и «долг» определяют внутренние ограничители действий человека и различает право и мораль. Платон в своем диалоге «Горгий» воспроизводит идеи Сократа и формулирует понятие «терпение», связанное с интеллектуальным аскетизмом, вписывающимся в человекоутверждающее мировосприятие и являющимся предпосылкой духовного и социального сплочения.

Сенека рассматривает «терпимость» как основу для мужества, ибо в ней есть разумность, упорство и относится к тем благам и желаниям, исполнение и прославление которых осуществляется не «толпой поздравителей», а благоговением коленоприкланенных.

Тертуллиан, представитель ранней патристики, в своем трактате «О терпении» отводит терпимости первостепенную роль. Общезначимость и практическая ценность «терпения» для него несомненны. Оно существует в виде Божественного, определяющего смирение и аскетизм.

Христианская концепция «терпимости» складывалась в результате реализации потребности человека в гуманности и достижении равенства между людьми. Основанное на «любви», «смирении» и «всепрощении», терпение находится под охраной суровой стыдливости, которая способствует воспитанию христиан как добродетельных и послушных граждан по отношению к тем, кого Бог поставил над ними.

В эпоху просвещения происходит актуализация «терпимости».

Дж. Локк связывает «терпимость» с проявлением насилия, для которого необходимо определить предел существования. «Терпимость» связывается с обеспечением и сохранением справедливости, а в случае ее нарушения, государство имеет право подавлять эти попытки путем наказания.

А.Шопенгауэр и А.Гален определяли «терпимость» как отношение «Я» к самому себе, к другим - «Ты», «Он», «Мы».

Терпимость для И.Канта, противопоставлена ненависти, характеризует достоинство и честь человека и воспитывается как обязанность, проявляемая через дисциплину.

И.В. Гете, а в последующем Шиллинг и Гегель, эстетический характер добра ставит исходным пунктом критики общества, где мораль предохраняет человека от дегродирования, чему в немалой степени способствует толерантность.

Ч.Дарвин, опираясь на то, что нравственное чувство основано на «общественных инстинктах», где нравственная совесть заставляет рефлексировать собственное «Я», подчеркивает самоопределение, выражающееся у человека в форме стыда, сожаления, раскаяния или жестокого упрека и, в конечном итоге, способствует развитию «терпимости» как к самому себе, так и к другим, особенно к тем, к кому человек питает чувство симпатии. Терпимость приобретается в зависимости от условий усложнения инфраструктуры общества.

На основе вышесказанного можно заметить, что возникновение понятия «терпимость», а затем понятия «толерантность» связано, прежде всего со стремлением человека к саморазвитию, самосовершенствованию, а так же с желанием жить в гармоничном гуманном обществе и с идеей равенства людей.

Сегодня толерантность предполагает проявление уважение к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их, что нет народа лучше или хуже других. Главное в каждом, каков он «человек», а не к какой национальности он принадлежит. Достоинства и недостатки людей - их личные, а не относятся к данному народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности - признак бескультурья, невоспитанности. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.

Декларация принципов толерантности, утвержденная на генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, гласит: толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Не при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Толерантность - обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказ от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это так же означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Глава 2. Формирование толерантности как педагогическая проблема

Данная проблема в педагогике сформировалась относительно недавно и является, на мой взгляд, следствием тенденций изменения содержания образования, таких как: гуманизация, демократизация, гуманитаризация, глобализация.

Сегодня стало актуальным развитие, прежде всего, нравственных основ личности, становление «Я» - доминантного, позволяющего личности действовать свободно за пределами собственного внутреннего мира в пространстве саморазвития другого и других, преодолевая тем самым свою ограниченность. Этого начинается воспитание демократической культуры и демократического сознания личности, терпимости и человечности, понимания и принятия другого.

Гуманистическая позиция и профессиональная компетентность составляют в целом педагогическую культуру личности педагога, так как является сущностной характеристикой личности педагога. Д.В. Зиновьев, исследую проблему повышения педагогического мастерства, выдвинул новые требования к педагогу, его мастерству, неотъемлемой частью которого в современных условиях выступает наличие социокультурной толерантности, под которой понимается моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической национальности, либо культурной принадлежности; терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Зиновьев выделяет структурные компоненты социокультурной толерантности, составляющие так называемую «триаду толерантности»: уважение, симпатия, доброта. Их реализация происходит в деятельности.

Педагогика толерантности должна предложить как общие процедуры, так и конкретные методы и приемы реакции на нетерпимость и на пути ее устранения или нейтрализации, разъясняющие природу прав человека и формы проявления нетерпимости в мире. Желательно, чтобы каждый гражданин узнал как можно раньше, что означают такие понятия, как расизм, национализм, фашизм, этнические чистки, дискриминация по полу, религиозные преследования и другие. Люди должны принимать друг друга такими, какие они есть, быть терпимыми и не прибегать к насилию, жестокости, морально - психологическому давлению человека.

Мы понимаем под термином «толерантность» - морально-нравственное качество личности, характеризующееся осознанием многомерности окружающей действительности, разнообразия форм и способов отражения ее людьми, пониманием относительности точности суждений, мнений, высказываний, оценок и т.д.; знанием и уважением прав и свобод каждого человека, принятием его таким, какой он есть; терпимости в отношении любого рода дефектов, не выходя за рамки норм и правил человеческого общежития.

Я выделила следующие уровни толерантности:

Когнитивный - знание ребенком или взрослым основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;

Эмоционально-оценочный - осознание того, что мир неоднороден и многообразие необходимо, признается право на отличие;

Поведенческо-рефлексивный - устойчивое проявление толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека как личности, его прав; критическое отношение к себе, своему поведению, самооценивание, самоанализ, рефлексия.

Подводя итог, можно сказать, что формирование толерантности -это движение по направлению к свободной гуманной личности и протекать оно должно с помощью гуманистического личностно- ориентированного подхода.

Глава 3. Формирование толерантности у дошкольников

В последнее время актуальным стал вопрос толерантности для создания мира без зла и жестокости, где человеческая жизнь и принципы гуманизма - наивысшие ценности. Без толерантности, терпения невозможно построить эффективное взаимодействие как на межличностном, так и на более глобальных уровнях - социальном и международном. Воспитание толерантности у детей является необходимым условием формирования полноценной личности.

Отношение к окружающим начинает формироваться примерно с 4 лет. Оно основано на чувствах, которые дети успели постичь и освоить, на их собственных незамутненных представлениях о других. Но уже становится возможным появление опасения, передразнивания, осмеяния, которые базируются на ограниченности жизненного опыта, детской непосредственности и некоторой бестактности, которые свойственны всем детям на ранних этапах развития. Таким образом, толерантность - проблема педагогическая и воспитание толерантности нужно начинать еще у дошкольников, дабы не упустить момент формирования мировоззрения, принципов, ценностей и жизненных установок.

Формирование толерантности у детей необходимо для того, чтобы они научились выстраивать адекватные взаимоотношения с окружающими, независимо от национальности, вероисповедания, политических убеждений, взглядов на жизнь.Для реализации этой цели необходимо последовательное соблюдение принципов формирования толерантности у дошкольников, которым должны следовать в семье малыша, его ближайшем окружении, а так же в дошкольном воспитательном учреждении.

1. Целенаправленность. Для развития толерантности необходимо четкое осознание своей цели педагогом, а также совпадение его мотивации с мотивацией ребенка. Объясните малышу, для чего ему нужно формировать терпимое отношение к окружающим и что это даст ему сейчас в будущем.

2. Учет индивидуальных особенностей. Толерантность дошкольников, как и любые другие нравственные принципы, должны формироваться с учетом индивидуальных особенностей, например, уже имеющихся моральных устоев и установок. Важно учитывать и то, в каких условиях растет и развивается малыш и, исходя из этого, делать акцент на тех или иных нюансах. Немаловажны и половые различия, так, например, мальчики более склонны проявлять физическую агрессию, чем девочки, которые, в свою очередь, более чувствительны и подвержены влиянию извне.

3. Культуросообразность. Важно воспитывать в ребенке качества полноценной личности с учетом национальных особенностей культуры, во избежание возникновения противоречий с общепринятыми правилами и нормами. Но при этом нужно соблюсти тонкую грань между конформизмом и сохранением индивидуальности.

4. Связь толерантности с жизнью. Развитие толерантности у детей должно постоянно сопровождаться примерами из жизни, это могут быть общемировые примеры проявления толерантности, и примеры из жизни самого ребенка - как это качество может проявляться в отношениях с близкими, друзьями, педагогами. Также нужно следить за тем, чтобы слова не расходились с жизнью и нужно демонстрировать необходимость этого качества на личном примере.

5. Уважительное отношение к личности. Независимо от условий и целей воспитания, оно должно базироваться на уважении к самому ребенку, его личности, мнению, жизненной позиции.

6. Опора на положительное. Воспитывая в ребенке толерантность, следует опираться на уже имеющийся положительный опыт социального взаимодействия, пусть и небольшой, а так же активно поддерживать и развивать те качества, которые этому способствуют.

Заключение

В настоящее нелегкое время, потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает все большую актуальность. В философии существует несколько подходов к понятию «толерантность». Наиболее близкий нам - понимание толерантности как уважение чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога. Поиск компромисса в ситуациях, допускающих это.

В социальном плане толерантность означает уважение, принятие и правильного понимания богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Основа толерантности - признание права на отличие.

Ответственность на внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, на педагогике.

Формирование толерантности процесс очень длительный и начинать его, по моему мнению, необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение, соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции, общественные функции.

Взрослый выделяется как образец, поэтому в формировании толерантности на нег возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении. Целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения.

Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка» и «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность - игру и продуктивные виды деятельности.

На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу.

И на третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.

Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.

Список литературы

1. Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого / Л.А. Вовк// Валеология: научно-практический журнал. - 2003. - № 3. - С. 51-52.

2. Воронова Л. Какие глупости! Или Ты вращаешься над бездной. К вопросу о том, зачем с детьми надо говорить о толерантности //Библиотека в школе. -2002. -№3. -С. 10.

3. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? // История "Первое сентября". - 2002. -№33. -С. 29; №34. -С. 24.

4. Гельдыев Р. Национальная группировка как негативный, но преодолеваемый фактор в учебно-воспитательном процессе: Урок толерантности //Школьный психолог. -2001. -№40. -С. 7.

5. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. -2000. -12 сент. - С. 21; Первое сентября. -2000. -16 сент. -С. 6.

6. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002. -№15. -С. 6.

7. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.

8. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.Лекторский // Вопросы философии. - 1997. - № 11.

9. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. -№2. -С. 104.

10. О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошк. педагогики Магнитогор. гос. ун-та // Дошк. воспитание. - 2006. - № 4. - С. 98-103.

11. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. -№11. -С. 51.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и история появления толерантности. Понятие толерантности согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО. Дифференцированное понимание феномена толерантности. Свойства толерантного и интолерантного человека.

    реферат , добавлен 19.01.2012

    Аспекты формирования толерантности у подростков как фактор предупреждения конфликтов. Тренинг толерантности. Оценка сплоченности группы. Соглашение с инициативой других. Повышение самооценки. Настройка на группу. Уважительное отношение к другим.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2008

    Понятие толерантности, механизмов ее формирования. Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных психологическим характеристикам возрастных особенностей младших школьников. Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2013

    Теоретические основы явления толерантности. Понятие, сущность и особенности сказкотерапии как средства развития толерантности. Анализ и оценка уровня толерантности у детей младшего школьного возраста (на базе детского оздоровительного лагеря "Мечта").

    курсовая работа , добавлен 11.07.2010

    Толерантность и интолерантность как составляющие современного мира. Стереотипы и стереотипизация: основные методологические подходы. Проблемы толерантности к чужим стереотипам. Необходимость гражданско-правового оформления принципов толерантности.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2011

    Определение сущности, анализ структуры и специфики этнической толерантности как психолого-педагогического феномена. Изучение особенностей проявления этнической толерантности в студенческом коллективе и возможности её развития у студентов-психологов.

    магистерская работа , добавлен 22.06.2011

    Определение понятия "толерантность". Основные психологические составляющие толерантности. Характерные особенности в развитии межличностного диалога. Экспериментальное исследование психологических характеристик толерантности у детей школьного возраста.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2012

    Проблема конфликта и толерантности в исторической перспективе. Данные понятия в системе "Я и другие". Развитие самосознания идет от простого к сложному и формирование Я-концепции. Внимание к другому - шаг толерантности. Постановка целей и их приоритет.

    реферат , добавлен 15.03.2010

    Исследование толерантности личности как психолого-акмеологического явления в многонациональном коллективе. Выявление внешних и внутренних детерминант этнической толерантности. Разработка психотехники по формированию межэтнической толерантности личности.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Подходы к понятию толерантности. Сплоченность классного коллектива. Психологическая характеристика подросткового возраста. Формирование неконфликтного, монолитного общества. Взаимосвязь между уровнем толерантности и индексом сплоченности коллектива.

Татьяна Глушкова
Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание основ толерантности у детей

Я, ты, он, она - вместе дружная страна,

Вместе - дружная семья,

В слове «мы» - сто тысяч "я"!»

Так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых» , которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно, неплохо уживались в одной стране.

Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Толерантность - глобальная проблема всего общества. На слуху проявления нацизма, расизма, фашизма, осквернение религиозных или культурных символов. В современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие XXI века было объявлено «десятилетием мира и ненасилия в интересах всех детей планеты ».

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. А. В. Сухомлинский утверждал : «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров, социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения .

Для того чтобы понять сущность, уровень и особенности проявления толерантности необходимо , прежде всего, четко определить значение самого термина «толерантность » .

В «Социологическом энциклопедическом словаре» даётся следующее определение : «Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям».

В «Декларации принципов толерантности » (ЮНЕСКО. 1995 г.) она определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися между собой по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».

В научных изданиях толерантность трактуют , прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия .

Конституция Российской Федерации гласит :

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России…».

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста , так как, именно этот возраст является сензитивным для воспитания нравственности и толерантности , именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

Проблема толерантного воспитания сегодня особенно актуальна. Город Норильск – один из российских городов, в котором проживают люди разных национальностей. Согласно прогнозам социологов в дальнейшем многонациональный состав населения будет увеличиваться. Наше дошкольное учреждение посещают воспитанники различных национальностей, которые составляют около 25% от общего количества. В последние годы также растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения . В современных условиях дошкольное образовательное учреждение - это место, где обучаются и воспитываются дети , принадлежащие к разным культурам и говорящие на разных родных языках.

Группа «Ромашки» является одной из самых многонациональных в нашем ДОУ : дагестанцы, киргизы, азербайджанцы, башкиры, буряты, долгане и другие. Группу посещают дети разных национальностей, не владеющих русским языком и живущих в семьях со своими особыми национальными традициями и укладом жизни. Поэтому в одной группе соседствуют разные мировоззрения, разные культурные традиции, разные языки. И перед нами - педагогами стоит непростая задача : как в интересной форме рассказать детям о разных народах и их культуре.

Исходя из выше изложенного, возникла необходимость воспитания основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста , взаимного приобщения детей к культурным ценностям и традициям людей разных национальностей, обучению детей относиться друг к другу с уважением независимо от их национальности и возможностей. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли , как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять . Детям необычайно интересно знакомиться с тем, что отличается от привычного для них.

Была выбрана методическая тема по данному направлению «».

Цель : Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.

Задачи :

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста .

2. Пополнение материальной базы группы. Создание благоприятной и насыщенной предметно-развивающей среды для воспитания основ толерантности .

3. Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста . Обеспечение единого психолого-педагогического пространства формирования у детей толерантности , которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трёх субъектов образовательного процесса : воспитатель – ребёнок – родитель.

4. Разработка перспективного плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурными традициями.

5. Обобщение и распространение опыта работы по данной теме. Публикация наработок в СМИ.

6. Создание методического пособия.

7. Анализ результативности работы по теме «Воспитание основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста .

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей . Родители являются первыми и основными воспитателями детей , и невозможно сформировать толерантность у ребенка , как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Мероприятия, в которых будут принимать участие дети и родители, послужат хорошим средством воспитания толерантности . Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста , будет организовываться через различные виды деятельности : игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, через организацию экскурсий, семейных праздников.

Работу по воспитанию толерантности у дошкольников планируется вести по нескольким направлениям :

Духовно – образовательном (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);

воспитательно – образовательном (развлечения, народные праздники, игровая деятельность) ;

Культурно – познавательном (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми) ;

Нравственно – трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей ) .

1. Знакомство с национальными народными праздниками и другие массовые формы с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа;

2. Знакомство с народными подвижными играми, фольклором, традициями;

3. Театрализованная деятельность по сценариям, в основе которых сказки народов мира. Пополнение театральной зоны костюмами, театрами, куклами;

4. Мобильные выставки творчества различных народов;

5. Организация концертов с национальными костюмами;

6. Проведение международных и всемирных дней в соответствии с календарём знаменательных дат : День толерантности , День спонтанного проявления добра, День улыбки, День «спасибо» , День мира, День прав человека и многих других дней;

7. Игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуация;

8. Сочинение сказок и историй самими детьми;

9. Сюжетно-ролевые игры, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия ;

10. Дни национальной культуры.

11. Просмотр видеофильмов о семейных праздника.

В соответствии с планом так же будут созданы картотеки : народы нашей группы, игры народов мира, сказки народов мира, национальные традиции. Будут сформированы картотеки подвижных и досуговых игр народов мира, дидактических игр; музыкальных произведений композиторов мира; альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал о различных национальностях. Будет выполнена подборка произведений детских писателей и поэтов разных стран, произведений устного народного творчества людей разных национальностей.

Осуществляя плановую работу по формированию толерантности , мы планируем тесно сотрудничать с историко-краеведческим музеем, библиотекой, школой, центрами дополнительного образования детей .

Ожидаемые результаты.

Педагогическая деятельность по данной методической теме значительно изменит психологический климат ДОУ и повлияет на повышение качества образовательного процесса. При организации воспитательно -образовательного процесса в ДОУ будут учитываться потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями.

Реализация данного перспективного плана не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей , но и повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей . У детей будут развиты такие качества личности как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса. У детей будет развито умение анализировать разные ситуации общения детей друг с другом и с взрослыми. Дошкольники будут иметь представления о многообразии народов мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях.

Светлана Мухаметшина
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

1. Сущность понятия толерантность.

В наши дни проблема воспитания толерантности стоит очень остро, так как мы живем в многонациональном мире, в век глобализации, интеграции, масштабных миграций. Перед нами стоит задача воспитания подрастающего поколения которое хочет жить в мире без насилия и жестокости, в мире где ценится и уважается любая нация, любой народ, любой человек. Это важное условие развития нашего общества и человечества в целом.

Основы формирования нравственной культуры личности начинаются в дошкольном возрасте, именно этот возраст наиболее восприимчив к социальным воздействиям. Поэтому мы понимаем, насколько важно закладывать основы толерантности как качество личности именно в дошкольном возрасте. Актуальность вопроса заставила нас изучить определение этого понятия из разных источников.

Согласно определению в Декларации принципов толерантности (подписанная 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами –членами ЮНЕСКО,толерантность означает «уважение принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

В толковом словаре С. И. Ожегова толерантность определяется как «настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть»,а Д. Н. Ушаков в своем толковом словаре определяет толерантность как производное от французского tolerant - терпимый. Основу данного понятия, используемого непосредственно в русском языке, в первую очередь составляет позиция уважения к иным религиозным представлениям. В одном из наиболее кратких определений, данном отечественным энциклопедическим словарем, толерантность понимается как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».

Определение толерантности как «терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам, которая является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» дано в кратком философском словаре.

В психологии существует понимание данного понятия как «отсутствие или ослабление реагирования на какой - либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию».

В педагогической науке существует множество взглядов на данную тему:

В работе В. З. Вульфова толерантность понимается как «способность человека определяет толерантность как психосоциальную характеристику личности, как «уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия» сосуществовать с другими людьми (сообществами, которым присущи иные менталитет, образ жизни»

Мы считаем, что наиболее полное определение толерантности дано в словаре по этике: «Толерантность – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и т. д. без применения давления. Является формой уважения к другому человеку, признание за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я».

Изучение данных определений помогло нам определить содержание работы по воспитанию в детях толерантности

2. Основные подходы педагогической деятельности к воспитанию.

толерантности у детей дошкольного возраста через предметно-

развивающую среду в ДОУ.

Мы живем в стране, где издавна живут люди разных национальностей, имеющие свою историю, свои традиции,самобытность. Наша малая Родина тоже имеет большую историю мирного сосуществования людей разных национальностей в мире и дружбе. Исходя из этого, мы решили построить свою работу по воспитанию толерантности в своем ДОУ через ознакомление с национальной культурой разных народов.

Одним из важных условий воспитания детей в ДОУ является развивающая среда, которая состоит из предметной и социальной части.

Предметно – развивающую среду мы создали по ФГОС, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Свою работу по формированию навыков толерантного отношения к людям разных национальностей начали с создания мини-музея

«Национальная деревня», который был представлен в виде мини- макета с национальными подворьями, куклами в этнических костюмах. Также в мини-музее представлены народные игрушки, произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, музыкальные инструменты относящиеся к разным культурам. С участием семей воспитанников были организованы фотовыставки, а в дальнейшем и фотоальбомы по темам:

«Традиции нашей семьи», «Праздники моего народа», «Моя страна», «Мои друзья», «Планета людей».

Также в группе в соответствии с принципами толерантной среды была создана библиотека произведений переводной литературы разных народов, сказок, пословиц и поговорок о мире, дружбе, доброте, записи музыкальных произведений разных народов и композиторов мира. В группах для режиссерских, сюжетно-ролевых игр, театрализации были созданы уголки ряженья с элементами национальных костюмов. Нами были созданы картотеки игр: подвижных и досуговых; народов России и народов мира; дидактических игр на развитие у детей толерантного отношения к миру.

3. Описание механизма развития воспитания толерантности.

Рассмотрим механизм нравственного становления личности по С. А. Козловой,где механизм нравственного воспитания представлен в виде формулы: знания и представления + мотивы + чувства, отношения + навыки и привычки = нравственное качество. Рассмотрим механизм формирования нравственного качества толерантности. Главное чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления об этом качестве, о его необходимости и о желании овладения им. Важно, чтобы возникли мотивы для приобретения этого качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое потом формирует чувства и отношения ребенка. Желание быть похожим на тех людей, персонажей произведений. Далее знания и чувства проявляются в поступках, поведении ребенка. «Я хочу быть похожим на этого героя и буду говорить и делать как он». А поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей подтвердить и проверить прочность формируемого качества толерантности. В процессе воспитания и обучения ребёнок усваивает моральные знания – это обобщенный опыт людей, который закрепляется в определённых правилах и передаётся из поколения в поколение. Как отмечает С. А. Козлова, и правило и норма – это установленный порядок действий, отношений. Но правило имеет частный и более узкий смысл, правило может быть единичным, относящимся к определённой ситуации: правило уважительно относиться к своим товарищам во время игры. Норма носит обобщенный характер, она характеризует общую направленность отношений и поведения, и конкретизируется в правилах. Например, быть уважительным по отношению ко всем людям. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Исходя из теоретического положения, - при воспитании толерантности, как нравственного качества личности, необходимо давать детям представления о том, что такое толерантность, вызывать положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать толерантным, создавать условия для упражнения детей в толерантности.

Используя механизм формирования толерантности, мы подобрали методы и приемы используемые в работе по воспитанию у дошкольников этого качества.

4. Методы и приемы воспитания толерантности у детей.

На первом этапе необходимо дать детям необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, о людях других национальностей, проживающих рядом с нами. Основная цель - усвоение информации, получение знаний необходимых для формирования толерантности, т. к. у ребенка невозможно сформировать толерантность к чему-либо, чего он не знает.

Для повышения познавательной активности детей мы используем следующие приемы и методы обучения:

– наблюдение:упражнение «Приветствие» (на примере «приветствие» в татарской и чувашской культурах).

– упражнения детей в элементарном анализе и сравнении: игра на выявление сходства и различий между детьми «Чем мы похожи?»; «Сосед справа, сосед слева»

–постановка вопросов проблемного характера и самостоятельный поиск ответов на свои же вопросы: «гостевой этикет татар».

–живое общение с окружающим миром и природой, которое способствует эмоциональному отклику детей, расширяет их кругозор.

–создание игровых ситуаций, использование сюрпризных моментов; организация игровой деятельности «Окажи внимание».

– подвижные народные игры: детская мордовская народная игра «Раю-раю».

–диалоги, чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание инсценировок на правила поведения в обществе, прослушивание музыкальных произведений композиторов разных стран мира, просмотр мультфильмов.

На втором этапе происходит понимание и формирование оценки толерантности. Понимание - это главная составляющая рефлексивного сознания и мышления, выступающих основанием принятия, т. е. желание стать толерантным. Личность является тем более зрелой, чем в большей мере она способна к принятию других такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой. Задачей толерантного воспитания детей дошкольного возраста на данном этапе является выработка положительных оценок по отношению к окружающим людям, людям разных национальностей, ко всему, что окружает его, в соответствии с нравственными устоями общества.

Большую роль на данном этапе оказывает чтение художественной литературы, оно способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети живо и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам, стараются подражать понравившимся героям. Художественная литература воздействует не только на сознание детей, но и на их чувства, через книги дети учатся понимать других.

Наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, мультфильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире занимают особое место.

Метод беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т. д.)также обеспечивает формирование толерантного сознания.

На третьем этапе происходит апробация способов толерантного поведения в деятельности и повседневной жизни. Основной задачей воспитания становится привитие нравственных норм поведения, уважения к окружающим людям, доброжелательности, вежливости. На этом этапе можно предложить вспомнить, когда и в какой ситуации они поступали правильно, неправильно. Обсудить с ними - почему это происходило и как можно было поступить по-другому, как бы они поступили сейчас. Важно, чтобы дети понимали, что от поведения каждого из них зависит многое. Так же детям необходимо показать пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать на чью-либо сторону, защитить интересы не только свои, если возникает такая необходимость. Этот этап самый сложный и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью.

Методы которые мы используем - игровые, практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенком толерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.

Формы работы по воспитанию толерантности:

Беседы, наблюдения, рассказы детей, отдыхавших в других странах;

Праздники, развлечения «Мы дети одной планеты Земля», «Хоровод друзей», «Наша праздники», «Ярмарка», проведение национальных праздников разных народов;

Сюжетно - ролевые игры с целью освоения и применения детьми способов толерантного взаимодействия;

Русские народные игры, игры народов мира, своих земляков разных национальностей;

Игры и упражнения, этюды направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений, сочинение сказок и историй самими детьми;

Трудовые поручения (трудовые десанты, акции «Сделаем чище планету»;

Создание мини-музея «Национальная деревня»;

Создание «Копилки добрых дел»;

Продуктивные виды деятельности: рисование на тему «Цветок милосердия», «Дети нашей планеты» и т. д.

Проведённая нами работа способствовала воспитанию в детях понимания и уважения к обычаям и традициям народов проживающих на территории нашей области, в нашей стране и за ее пределами.

5. Выявление уровня сформированности толерантности у детей дошкольного

возраста проведением диагностики.

Для выявления уровня сформированности толерантности у детей старшего дошкольного возраста нами была проведена диагностика в виде целенаправленных наблюдений за поведением детей на занятиях и в повседневной деятельности.

Анализ наблюдений за детьми позволил распределить дошкольниковна 3 уровня, в зависимости от имеющихся знаний, представлений и навыков толерантного поведения.

Низкий уровень (38%) толерантности определялся недостаточностью и неустойчивостью умения ребенка проявлять в своем поведении основные толерантные качества личности. В этом случае можно говорить об отсутствии у детей интереса к другим людям, часто проявляется сдержанно-негативное отношение к людям других рас и национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с другими детьми.

Средний уровень (53%) толерантности определялся средним уровнем и неустойчивостью умения детей проявлять в своем поведении основные сущностно-содержательные качества толерантной личности. Неустойчивое отношение к сверстнику другой национальности индифферентно, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко выраженное желание познакомиться и поиграть с другими сверстниками, но при этом не может мотивировать свою позицию.

Высокий уровень (9%) детей могут проявлять вербально и в своем поведении основные содержательные качества толерантной личности. Интерес к представителям разных национальностей выражен достаточно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментатором по этой проблеме; ребенок проявляет желание налаживать с разными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовывать совместную деятельность с детьми других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других национальностей, при этом мотивируют и аргументируют свою позицию.

Что же такое толерантность? Толерантность –(от лат. tolerantia – терпение): 1) иммунологическое состояние организма, при котором он неспособен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей... 2) Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды... 3) Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.


Признание многообразия… Признание многообразия… 16 ноября 1995 г. государства – члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов толерантности (терпимости), и в 1996 г. ООН предложила отмечать Международный День толерантности. Под толерантностью в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».


Принятие различных взглядов Толерантность, по определению академика В.Тишкова, «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу» Мы разные! И на всё происходящее вокруг каждый смотрит по-своему! И имеет СВОЁ СОБСТВЕННОЕ мнение, часто сильно отличающееся от мнения других людей!




Необходимо учиться терпимости Необходимо учиться терпимости У каждого народа, как и у каждого отдельного человека, есть и достоинства, и недостатки, обусловленные особенностями исторической судьбы, условиями жизни. Очень часто люди бывают снисходительны к своим недостаткам и нетерпимы к чужим. Поэтому всем нам необходимо учиться терпимости. Родители должны воспитывать её в своих детях!


Умение понимать друг друга! Толерантность состоит в том, что должно быть уважение к иному явлению, нежели к тому, к которому ты привык. Уважение к личности, к человеку, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям. Самое главное – это умение понимать друг друга. Владимир Зорин, министр РФ, курирующий вопросы национальной политики.


Искусство компромисса Мы говорим об искусстве компромисса и толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Но для меня самое главное в толерантности, ее символ – лодка, на которой как в Ноевом ковчеге уживаются и спасаются люди, животные совершенно не похожие, разные. Толерантность– это поддержка и понимание различий. - Александр Асмолов. Доктор психологических наук, автор и руководитель Федеральной целевой программы


Актуальная тема Проблема воспитания толерантности очень актуальна. В школе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных семей, с разным жизненным опытом, с недостаточно сформированной коммуникативной деятельностью. Поэтому, очень важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны критически относиться к своим собственным взглядам.


Способность видеть Другого Необходимо учить детей понимать, что толерантность – это терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.


Воспитательная проблема Несомненно, воспитывать толерантность необходимо с раннего детства! Проблема культуры общения и уважительного отношения к Другому одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Научившись принимать других людей такими, какие они есть, можно научиться избегать ненужных конфликтов.


Взаимодействие семьи и школы Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». Таким образом, семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение. Ведь эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.


Многое зависит от культуры взрослых Успешность формирования толерантной личности детей во многом определяется толерантной культурой взрослых. В воспитании ребёнка следует исходить из следующих принципов: принимать ребенка таким, каков он есть, ведь каждый ребёнок самобытен; верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность; уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка; не унижать достоинства ребенка; не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий; понимать, что каждый имеет право на ошибку; помнить, что каждый имеет право на свое мнение, и никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.


Чем отличается толерантность от терпимости Толерантность для меня - это интерес, уважение и соучастие в культурно-другом, культурно-инаковом. Вот я бы вам привел пример, чем отличается толерантность от терпимости в ее бытовом смысле. Вот терпимость, когда я терплю, что моя церковь, а рядом с ней находится мечеть и синагога – все в одном квартале. А толерантность – это когда я, православный верующий, вместе с евреем-иудаистом помогаю мусульманину строить его мечеть. Толерантность – это знание знаковости как части собственного. Валерий Тишков, доктор исторических наук, директор института антропологии и этнологии Российской Академии наук.


Два типа отношений: Несмотря на то, что опыт взаимоотношений у каждого индивидуален, можно выделить два типа отношений: с позиции насилия (насильственный) с позиции ненасилия (толерантный) Черты, характерные для различных позиций во взаимоотношениях приведены в таблице.


Позиция насилия Позиция ненасилия недоверие презрение отвержение отрицание авторитарность субъект-объектность низкий уровень эмпатии эгоистичность отношения власти/подчинения доверие уважение принятие признание демократичность субъект-субъектность высокий уровень эмпатии гуманизм, альтруизм отношения равенства и равноправия


В основе различий толерантного и насильственного типа взаимодействия лежит различие направленности установки, целей, мотивации действий и поступков. Тип взаимодействия накладывает отпечаток на речь, манеру поведения, позицию субъектов общения (взрослых и детей, учителей и учащихся).


Ненасильственное взаимодействие Насильственное взаимодействие Имеет установку на равенство и равноправие, Его цели – в согласовании действий для удовлетворения потребностей и интересов всех участников общения, Мотивация- гуманистическая Преобладающий тип отношений субъект-субъектный Тип общения – диалог. Отличается установкой на неравенство, Целью является достижение односторонних преимуществ. Мотивация – в достижении социального контроля, группового давления. Преобладающий тип отношений – субъект-объектный, Тип общения–монологический, авторитарный.


Основная задача: развитие неконфронтационного сознания, умения находить альтернативные выходы в сложной ситуации взаимодействия; развитие эмоционально-ценностного отношения к другому человеку: умение увидеть позитивные стороны личности или поступка, умения встать на место другого и обосновать свои действия, развитие логики аргументирования своего мнения и др.; Уважаемые педагоги! Результаты воспитания отражают прежде всего общий стиль. Нельзя забывать, что подобное воспитывается подобным: Доброта – добротой; Интеллигентность – интеллигентностью; Самостоятельность – самостоятельностью; Толерантность – толерантностью.





Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.

Не менее актуальной является и проблема понимания нравственных категорий людьми. А так как основы нравственного развития личности закладываются в детском возрасте, то и программа занятий была составлена для учащихся начальной школы – возрастная категория 9-10 лет (младший школьный возраст).

Некоторые дети, хорошо усвоив эти категории, начинают яростно осуждать своих сверстников за их неправильные поступки. Часто возникают конфликты. Поэтому важно стремиться не только к тому, чтобы дети усвоили и осознали нравственные категории, но и проявили терпение по отношению друг к другу. Ведь чаще всего у детей и встречается эта проблема. Они не признают мнение, отличное от их собственного, нетерпеливы к различным явлениям, к другим людям, не признают право на такое же положение в коллективе других детей.

Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве обязательного компонента в формировании толерантного сознания. Воспитание в духе терпимости способствуют формированию у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях .

Цель программы: формирование у младших школьников знаний нравственных категорийкак средство воспитания толерантности.

Задачи:

  • овладение школьниками нравственными знаниями; перевод этих знаний в убеждения и реальные действия;
  • воспитание терпимости (толерантности) у младших школьников, на основе усвоенных нравственных категорий.

Комплекс занятий для учащихся 3-4 классов, состоящий из 11 встреч (Приложение 1 ) по 40-50 минут, построен на основе соблюдения следующих педагогических условий:

  • отбор нравственных категорий сориентирован на содержание понятия «толерантность»;
  • на занятиях используются формы игры, что соответствует возрастным особенностям детей;
  • с целью углубления понимания нравственных категорий на занятиях используются элементы групповых дискуссий.

Выбраны определённые нравственные категории: добро, зло, честность, справедливость, уважение, сочувствие, которые непосредственно выходят на понятие толерантность.
Выбрать все вышеуказанные нравственные понятия помогли и критерии толерантности :

  • равноправие;
  • взаимоуважение к членам группы, общества;
  • сохранение и развитие своей индивидуальности;
  • добровольное сотрудничество;
  • солидарность в решении общих проблем.

Все данные критерии подразумевают и уважение, и справедливость, и сочувствие, искренность, доброжелательность, принятие, терпимость, понимание.

За основу взято понимание толерантности с педагогической точки зрения, то есть толерантность – способность, умение терпеть, уважать чужое мнение, позиции и ценности других людей, понимая и принимая свою собственную позицию.

Основной акцент сделан на то, что настоящая терпимость – признак силы, а не слабости человека. Она стремится сохранить за счёт терпения и компромисса нечто более важное в человеческих отношениях. Терпимость – это понимание моральной основы мира, признание реальных различий между людьми в сфере достижений, мировоззрений и т.п. А толерантность базируется именно на такой настоящей терпимости, на осознанном интеллектуальном убеждении.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Именно поэтому в разработанной программе занятий формирование толерантности включает обучение младших школьников тому, в чём заключается их индивидуальность, их права; поощрение стремления к защите прав других и уважению их, как равноправных жителей планеты.

Процесс формирования нравственных категорий включает в себя объективные условия (общественные отношения, принципы, нормы, правила), составляющие те требования, которые предъявляются обществом к нравственному поведению каждого, и субъективные (знания, взгляды, убеждения, потребности, интересы, привычки), ставшие личным достоянием. Эти условия выделил Л.Ф. Колесников в своей работе .

Формирование нравственных понятий у детей – одна из важных задач нравственного воспитания. Недооценка этой работы может приводить не только к неверным нравственным понятиям, но и быть причиной ошибок в практике поведения.

По мнению Л.А. Высотиной , формирование нравственных категорий проходит ряд ступеней. Вначале формируются у детей лишь конкретные представления о тех или иных моральных поступках, причём часто в этих представлениях отражаются второстепенные признаки. Постепенно дети начинают понимать и вычленять существенные, общие. Оперируя понятиями, они резко ограничивают содержание одного нравственного понятия от другого. Наконец, на более высокой ступени усваивается система нравственных категорий, устанавливаются взаимные связи между отдельными понятиями. На этой стадии нравственные категории начинают оказывать всё большее влияние на формирование нравственного поведения.

Чувствам школьника свойственно внутреннее противоречие, часто двойственное эмоциональное переживание по отношению к одному и тому же явлению. Например, вера в силы свои – прекрасное качество человека, но если она не подвергается сомнению, то может превратиться в отрицательное качество – самоуверенность.

По мнению И.С. Марьенко, чтобы лучше и глубже понять нравственные качества необходимо их рассматривать с точки зрения единства и борьбы противоположностей. Только такой подход даёт возможность найти верные пути формирования высоких нравственных качеств младших школьников .

В младшем школьном возрасте, когда рациональный интеллект только формируется, ничто не мешает закладывать эмоциональный фундамент нормального морального развития личности .

Разработанные занятия позволили создать условия, в которых дети испытывали определённые эмоции в связи с определённым содержанием. Они также связывали испытанные ранее чувства с новыми чувствами, сопровождаемыми новым содержанием. В итоге это помогло детям самостоятельно прийти к выводам, которые формулирует декларация принципов толерантности. А из этого следует, что воспитанию толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Поэтому во время работы на занятиях дети открыты друг другу, имеют право свободно и безопасно выражать свои чувства и мысли, ко всему этому добавились знания. Знания в основном добываются самими детьми, ведущий лишь управляет этим процессом, направляет на верный путь, предоставляет материал для размышления, обсуждения.

Таким образом, содержание программы позволяет привести детей к пониманию того, что они не одиноки, что есть много людей, которым дорого то, что и каждому из них, которые имеют сходную судьбу или оказались в сходной ситуации. Дети чувствовали опору и обрели ту самую уверенность, которая, в конечном счёте, и нужна для развития толерантности.

Тематический план занятий


п/п

Тема занятия

Цель, задачи , направленность

1. Добро и зло. Цель: подвести учащихся к истинному смыслу (значению) указанных категорий. Формирование потребности в доброжелательных взаимоотношениях.
2. Добрые отношения с друзьями. Понятие «дружба»: содержание понятия, особенности дружеских отношений, «правила» взаимодействия;
Формирование навыков точного межличностного восприятия.
3. Справедливость и сочувствие. Осознание смысла нравственных категорий «справедливость, сочувствие»; развитие навыков самопознания, конструктивного взаимодействия.
4. Честность и лживость. Разбор содержательной стороны понятий, сопоставление понятий, их воздействие на жизнь человека; формирование потребности в искренних, правдивых взаимоотношениях.
5. Уважение к людям. Познакомить детей с понятием «уважение», что оно включает в себя, от чего зависит, как мы влияем на проявление уважения/ неуважения людей к нам.
6. Что такое толерантность? Ввести понятие «толерантность», помочь детям увидеть общие ценности, объединяющие всех людей, несмотря на национальность, образ жизни, предпочтения в одежде, в еде.
7. Жизненные ценности людей. Толерантность. Выявление ценностей в общении с людьми каждого из участников группы.
Знакомство с функциями, значением выразительных средств общения (мимика, жесты, взгляд…)
8, 9. Я и группа. Индивидуальные особенности личности. Принятие своей индивидуальности и терпимое отношение к индивидуальности окружающих.
10,11. Толерантность к другим. Толерантное общение. Воспитание толерантного отношения к окружающим.
Формирование навыков конструктивного взаимодействия с людьми.
Повышение уровня толерантности и сплочённости в группе.

Критериями оценки эффективности занятий является повышение уровня усвоения нравственных категорий и уровня проявления толерантности. Для этого подобран соответствующий диагностический инструментарий (Приложение 2 ).

Библиография :

  1. Актуальные проблемы нравственного воспитания /Л.Ф. Колесников. – М.: Наука, 1987.
  2. Бондаренко О.Я . Анатомия толерантности. – М., 1998.
  3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999..
  4. Высотина Л.А . Нравственное воспитание младших школьников. – М.: Просвещение, 1960.
  5. Грейс Крайг . Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
  6. Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.
  7. Калинина Р.Р . Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб.: Речь, 2001..
  8. Козлов Э.П . Воспитание нравственного сознания школьников. – М.: Просвещение, 1983.
  9. Майерс Д . Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997.
  10. Марьенко И.С . Нравственное становление личности школьника. – М.: Просвещение, 1985.
  11. Марьенко И.С . Основы процесса нравственного воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1980.
  12. Мухина В.С . Возрастная психология. – М.: Педагогика, 1999.
  13. На пути к толерантному сознанию /А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2000.
  14. Натанзон Э.Ш . Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность. – М.: Просвещение, 1968.
  15. Непомнящая Н.И . Становление личности ребёнка. – М.: Педагогика, 1992.
  16. Обучение и развитие младших школьников: Межвузовский сборник научных трудов. – Волгоград: ВГПИ, 1990.
  17. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А . Воспитание личности в коллективе. – М.: Педагогич. поиск, 2000.
  18. Практикум по возрастной психологии /Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001.
  19. Реан А.А., Коломенский Я.Л . Социальная педагогическая психология. – М.: Генезис, 2000.
  20. Рюмина Л.И . Библиотека психологии и педагогики толерантности // Вопросы психологии. – 2002. – № 2.
  21. Скворцов Л.В . Толерантность иллюзия или средство спасения? // Публицистика и очерки. – М., 1997. – № 2. – Октябрь.
  22. Солдатова Г.У . Научная конференция «Толерантность – норма жизни в мире разнообразия» //Вопросы психологии. – 2002. – № 1.
  23. Фопель К . Сплочённость и толерантность в группе. – СПб.: Питер, 2002.
  24. Харламов И.Ф . Нравственное воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1983


Публикации по теме