Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе. Конспект методической разработки по патриотическому воспитанию детей в средней группе

Предварительная работа: беседы о Липецке (история, культура, народные промыслы, достопримечательности и т. д., рассматривание иллюстраций, фотооткрыток о родном крае, организация фотовыставки "Прошлое и настоящее Липецка", изготовление альбома "Достопримечательности нашего города", тематическая выставка книг о Липецке, экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства, заучивание стихов, песен. пословиц и поговорок о родном крае, НОД в рамках тематической недели "Мой город родной".

1. Оргмомент.

Воспитатель:

День необычный сегодня у нас:

Гостей мы приветствовать рады сейчас!

Смотрю я – моя собралась детвора-

За знаньями в путь отправляться пора.

Определить сегодняшний маршрут нам помогут 2 слова. Вот только беда-

Буквы в словах перепутались. Восстановите эти слова, они вам подскажут тему нашего сегодняшнего разговора. (Дети складывают из кубиков слова: Родина, Липецк) .

Как вы думаете, о чем пойдет у нас речь? Выскажете свои предположения. (Ответы детей) .

2. Беседа с детьми о Родине.

Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое Родина? (Дети отвечают) .

Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?

Жить - Родине служить.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Кто за Родину горой, тот и истинный герой.

Человек без Родины, что соловей без песни.

В родном краю и воздух исцеляет.

И лук сладок, как мед, если на Родине растет.

Своя сторона не бывает холодна.

Нет в мире краше Родины нашей.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Где родился, там и пригодился.

Ребята, вспомните и прочитайте стихотворения о Родине.

1 ребенок:

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете –

Есть Родина своя.

2 ребенок:

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей.

Для беленькой березки

Опушки нет милей.

3 ребенок:

Есть ветка у листочка,

Овражек- у ручья.

У каждого на свете

Есть Родина своя. (Л. Дайнеко) .

Воспитатель:

Верно, ребята, у каждого из нас есть большая и малая Родина, и любовь к родному краю, городу, улице живет в сердце у любого человека. Мы любим свой дом, нам хорошо среди друзей, близких людей. Родина – это все, что нам дорого.

А теперь давайте послушаем, как говорится о Родине в стихотворении В. Степанова.

4 ребенок:

Что мы Родиной зовем?

Дом, в котором мы живем.

И березки у дороги,

По которой мы идем.

5 ребенок:

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

6 ребенок:

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы живем.

И любимые местечки

В городе твоем, моем.

3. Дидактическая игра «Мой город».

Цели - обогащать словарный запас детей, активизировать в речи дошкольников прилагательные, обозначающие признаки, качества предмета, воспитывать любовь к родному городу.

Воспитатель:

Ребята, сейчас мы с вами будем передавать по кругу флажок, называя слова – признаки, характеризующие, описывающие наш город. Я начинаю: «Мой город любимый». (Далее продолжают дети: … красивый, цветущий, зеленый, молодой, удивительный, родной, солнечный, праздничный, спортивный, уютный, культурный, театральный, лучший, развивающийся, весенний,

Сверкающий, чистый и т. д.) .

Воспитатель:

Какие вы молодцы, сколько красивых слов подобрали!

4. Прошлое города.

Воспитатель:

Сегодня наш город выглядит красивым, чистым, с каждым годом он преображается. Давным – давно было все по-другому. Хотите посмотреть, как все начиналось? Мы отправимся с вами в путешествие, и поможет нам машина времени. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова.

Дети хором:

Раз, два, три, четыре, пять,

Если кнопку нам нажать,

Можно в прошлое попасть.

Дружно скажем: «Три, два, раз!

В прошлое неси всех нас».

Воспитатель:

Ой, ребята, смотрите, куда нас с вами доставила машина времени.

Деревья в три обхвата,

Красивые места,

Среди лесов когда-то

Наш город начался.

А вот и русская изба перед нами. Давайте постучим и узнаем, кто здесь хозяйничает.

Девочка – хозяйка:

Я – хозяйка этой избы.

Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки.

Спасибо, что мимо не прошли,

Ко мне в гости зашли.

Проходите, не стесняйтесь

Поудобнее располагайтесь!

Откуда путь держите? В наших краях мы таких не видали, да и одежда у вас какая –то странная.

Мы из д/сада «Антошка», попали сюда из будущего, многое знаем и хотим еще больше узнать об истории нашего края.

Девочка:

А это мы сейчас и проверим. Отгадайте-ка мои загадки, а может и отгадки увидите.

Загадки:

Стоит толстячок,

Подбоченевши бочок,

Шипит, кипит,

Всем чай пить велит.

Маленькое, сдобное,

Колесо съедобное.

Я одна его не съем,

Разделю ребятам всем.

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже любят ножки.

В них ты бегаешь зимой:

Утром – в садик, днем – домой.

Две галки сидят на одной палке.

Не ест, а еду хватает.

Что схватит, отдает,

Сам в уголок идет.

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры – теплота.

Две стройные сестрицы

В руках у мастерицы.

Весь день ныряли в петельки…

И вот он шарф для Петеньки. (отгадки дети показывают: на столе- самовар и т. д.)

Молодцы, ребята! А вы любите играть?

5. Народная игра «Плетень».

Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест-накрест. По сигналу 1 шеренга идет навстречу 2 шеренги, которая стоит на месте, и кланяется. Затем то же делает 2 шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем приседают. Действия сопровождают словами:

Есть народная игра,

Называется «Плетень».

Нам в нее играть охота,

Нам в нее играть не лень.

Раз плетень, два плетень.

Спрячемся от солнца в тень,

Посидим, отдохнем,

И опять играть начнем.

С окончанием слов дети должны построиться в 2 шеренги. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построилась.

6. Петр 1 и город Липецк.

Воспитатель:

Если кнопку мы нажмем,

В место новое придем.

Быть по-нашему вели! »

Воспитатель:

Посмотрите,

Старинный ларец, а в нем… конверт с надписью «Знатокам Липецкого края».

Вопросы викторины:

С чьим именем связана история г. Липецка? (Петр1)

Что изображено на гербе нашего города? (Липа)

Что означают желтый и зеленый цвет на гербе Липецка? (Желтый –цвет солнца, богатства, зерна, плодородия; зеленый – богатая природа, процветание, достаток, цвет жизни) .

Что изготавливали на первых железоделательных заводах в петровское время? (Корабельные пушки и ядра) .

Как назывался знаменитый Липецкий курорт? (Липецкие Минеральные воды) .

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили. Какие народные промыслы возникли на Липецкой земле? (Романовская глиняная игрушка, роспись по дереву «Липецкие Узоры», Елецкие кружева) .

Как прежде назывались улицы города? (ул. Советская – ул. Воронежская, ул. Ленина – ул. Дворянская, ул. Папина –ул. Колхозная) /показать фото/.

Какая профессия самая распространенная в нашем городе и почему? (Металлург, сталевар, потому что в городе есть металлургический комбинат) .

Воспитатель: Молодцы! Справились со всеми вопросами, вас по праву можно назвать знатоками Липецкого края. А нам настало время возвращаться в наше время, в д/сад.

Снова кнопку мы нажмем –

И машину заведем.

Дружно скажем: «Раз, два, три!

В детский сад перенеси».

7. Д/игра «О чем расскажем гостям нашего города».

Цели – вызвать у детей чувство восхищения и гордости за свой родной город, воспитывать любовь к малой родине, развивать связную речь дошкольников путем составления описательных рассказов о достопримечательностях и памятных местах города.

8. Итоги.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами говорили о прошлом и настоящем нашего города. А вот его будущее зависит и от вас – маленьких липчан. Каким бы вы хотели видеть свой город? (ответы детей) .

7 ребенок:

Город будет развиваться,

Дел немало впереди.

Скоро мы придем насмену,

Лишь осталось подрасти.

8 ребенок:

Мы живем, мы растем

В нашем городе родном.

Для кого-то небольшой,

А для нас – огромный.

Пусть живет! Пусть растет!

Городок наш скромный!

Конспект открытого интегрированного занятия с детьми средней группы общеразвивающей направленности «Путешествие в Русь Богатырскую»

Составила и провела воспитатель: Иванова Екатерина Николаевна
Цель: воспитание интереса к истории России, уважения к русским воинам, желание подражать им.
Задачи:
приобщать детей к истокам русской народной культуры;
воспитывать патриотические чувства.
Формировать представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли;
воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам.
закреплять знания о названиях доспехов и предметов вооружения русского богатыря, расширение и обогащения словарного запаса детей.

Предварительная работа:
Чтение былин о русских богатырях;
Просмотр мультфильмов о богатырях.
Прослушивание музыкального отрывка из песни: «Богатырская сила» в обработке
А. Пахмутовой, изучение песни «Богатыри».
Рассматривание иллюстраций из книг: «Былины» А.Шевцова, «Васнецов» Г. Ветровой, «Путешествие в прекрасное» О. Селезнёвой.
Рассматривание картины В.М. Васнецова «Три богатыря».
Материал: картина Васнецова «Три богатыря». Большое железное яйцо, игла-зубочистка, магнитофон, «Былинные наигрыши» (музыка), три сундука, филин из бумаги с заклинанием. Сюрпризный момент: раскраски, конфеты «Петушки на палочках»
Пополнение словарного запаса: Русь, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, шлем); оружие богатырей (меч, щит, лук, стрелы, копье, тетива, налучье, колчан, палица, булава).
Для экспериментальной деятельности: 1) ёмкость с водой, ножницы, спички, игла, изделие из железа и ткань.
Планируемые результаты. У детей появится интерес к истории России, и уважение к русским воинам, желание подражать им.

Ход занятия

Дети проходят в зал под музыку Э. Грига «Утро»
Воспитатель:
- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы!
- Так ребята раньше приветствовали друг друга.
- А вы знаете, что значит слово «здравствуй»?
Дети: по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».
Воспитатель: Ребята посмотрите, у нас сегодня гости, давайте пожелаем им добра, благополучия, здоровья. Скажем дружно «Здравствуйте»
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель : Звучит музыка Э. Грига «Утро»
Воспитатель: Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Из древне на этой земле жили славяне. Более 1000 лет тому назад основали они своё государство, названное Русью. Богата земля русская всем. Она может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой.
И только защитить себя не может.
Защита отечества – долг тех, кто ест хлеб ее, пьет воду ее, любуется красотой ее.
В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов; хазары и монголы-татары часто ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
И каждый раз на защиту своей родины вставали русские люди.
- Ребята, скажите, как назывались тогда защитники Руси?
Дети: Защитниками земли русской назывались богатырями.
Воспитатель: А кто такие защитники Отечества?

Дети: Те, кто защищает Родину, охраняет, оберегает, предупреждает об опасности.

Воспитатель: Скажите ребята, какими они были, как вы их себе представляете?

Дети: Они были сильными, смелыми, могучими, высокими, мужественными, отважными. бесстрашными, решительными, героическими, доблестными, храбрыми.

Воспитатель: А почему богатыри имели силу неизмеренную?

Дети: потому что они даром времени не теряли, они всегда тренировались, занимались спортом

Воспитатель : О богатырской силушке, о богатырях народ складывал песни – сказания, которые назывались былинами. Они дошли до наших времен, их передавали «из уст в уста» - сказатели. Они играли на гуслях и сказывали былины. Скажите, ребята, с какими былинами мы с вами познакомились?

Дети: «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня и змей», «Алеша Попович».

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в прошлое нашей Родины? Во времена Руси богатырской?
Дети: Да.

Воспитатель: У меня есть «Волшебная игра». Давай поиграем, и она перенесет нас в далекое прошлое

Динамическая пауза «Богатыри» проводится под музыку богатырская наша сила»


Дружно встали 1-2-3
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Ноги шире, руки в бок
Защищать пойдем народ.

Воспитатель: А теперь давайте присядем, закроем глаза, закружимся волчком и представим, что мы в прошлом, Глазки открываем.
(пока дети с закрытыми глазами выполняют упражнение, появляется макет домика с филином у которого в лапах записка, звучит тревожная музыка и голос)

Воспитатель: - что это? Закачалась вдруг земля – матушка. Завыли ветры буйные. На дубах орлы раскричались. Хочет напасть на землю русскую чудище страшное.
- Что же нам делать? Хотите защитить землю – матушку?

Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь?

(подходим к домику на нем Филин, в лапах скрученная бумага)


На опушке дом стоит на дверях замок висит,
Старый Филин здесь сидит во все стороны глядит.
- Ой, ребята, у него в лапах, что – то есть. Это загадка – подсказка. Если отгадаете ее, узнаете, как победить чудище страшное
Выше леса стоячего
Ниже облака ходячего
Летит ни птица и ни зверь,
А с тремя головами змей.
Богатырей примечает,
Изо ртов огонь пускает,
Никого не боится,
А сила его в яйце хранится.

Ребята, нам надо его силу найти. Она находится в игле, а игла яйце, а яйцо – то в сундуке. Найдем
Сундук, найдем яйцо, а в яйце найдем иглу, в которой хранится сила змея Горыныча. Ну – ка, дружина моя стройся!
(Дети строятся друг за другом и маршируют.)
- вот и первая преграда на пути,
по ущелью вам надо пройти


Пролезают через ущелье. В зале появляется следы змея Горыныча
Ребята смотрите это что такое?
Дети: Следы.
Воспитатель: Следы? А чьи?
Дети: Змея Горыныча.
Воспитатель : значит мы с вами на верном пути. Смотрите сундук, похоже мы с вами уже нашли его, давайте откроем его скорее. (открываем а там лежит задания). Ой, а что это? Выполнив задания, мы с вами сможем дальше идти искать силу Змея Горыныча.
Достаю из 1 сундука задание - картина Васнецова «Три богатыря»
Воспитатель: Ребята здесь картина, какая то. Вы не знаете, это кто на ней нарисован?
Дети: Богатыри.
Воспитатель : А как, зовут знаете? Назовите пожалуйста имена русских богатырей.
(на картине Васнецова «Богатыри», дети показывают и называют в центре на черном коне Илья Муромец, справа от Ильи на белом коне Добрыня Никитич, слева от Ильи Алеша Попович.).


Воспитатель: Молодцы. Отправляемся дальше.

Вот и речка на пути. Не проехать, не пройти.
Соловей - Разбойник злой мост сломал здесь над рекой.
Перейти реку по камушкам,


Включается музыка свист соловья разбойника.
Воспитатель: ребята смотрите скорее, где то на дереве Соловей разбойник сидит
Пока дети отвлекаются, появляются следы.
Воспитатель: А вот и еще следы, наверно сундук, где то поблизости, давайте посмотрим внимательно.
Находим сундук достаём задание
Из второго сундука задание.
-Здесь задание для нас. «Одень богатыря» называется. Ваша задача выбрать те предметы, которые нужны богатырю, чтобы защищать родину. (шлем, кольчуга, плащ; оружие – меч, щит, верный конь)


Самостоятельная работа «Одень богатыря»
Воспитатель : Молодцы ребята справились с заданием. А вы знаете, из чего сделаны доспехи богатыря?
Дети: из железа
Воспитатель : А наша с вами одежда из чего сделана?
Дети: Из ткани.
Воспитатель: Как вы думаете, что прочнее и надежнее: ткань или железо?
- Давайте проверим?


Исследовательская деятельность «Свойства металла и ткани»
Дети подходят к столу изучают прочность, водонепроницаемость.
Воспитатель предлагает намочить водой, разрезать ножницами, поджечь спичкой, проколоть иголкой.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам проверить на прочность нашу одежду и доспехи богатырей.
Давайте сначала попробуем расстричь ножницами (стрижём). Ребята, получается у нас стричь ткань, а железо? (воспитатель подводит детей к выводу)

Дети делают вывод. Ткань можно расстричь, а метал, нет.

Воспитатель : А теперь попробуем поджечь. (поджигаем) Ребята, что произошло (дети делают вывод)
Дети: Ткань горит, метал, нет.
Воспитатель : А давайте, попробуем намочить. (мочим) Ребята промок у нас метал? А ткань?
Дети: (дети делают вывод) Ткань промокает, а метал, нет. Если его вытереть сухой тканью, то метал, снова становится сухим.
Воспитатель: Ребята, какая получается одежда у богатыря?
Вывод: одежда богатыря очень прочная, не промокает, не рвется, не горит.
Воспитатель: Как Вы думаете, Зачем богатырю такая одежда, из металла? (Шлем и кольчуга оберегали воина – богатыря от ударов)

Что тяжелее ткань или металл?
- Как вы думаете, каким должен быть богатырь, чтобы носить такую тяжелую одежду?

Дети: Вывод: богатырь должен быть сильным, отважным, храбрым.
Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что богатырь носит прочную, тяжелую одежду из металла, которая защищает его от ударов.
Молодцы справились с заданием. Отправляемся дальше. Только я забыла, на поиски чего мы отправляемся? Что мы свами ищем?
Дети: Силу чудовища нам надо найти. Чтобы его победить. А она находится в игле, а игла в яйце, а яйцо – то в сундуке.
Воспитатель: Вы как настоящие богатыри нашли правильный путь, смотрите опять следы. Мы с вами скоро вот вот найдем где спрятана сила змея Горыныча.
Ищем сундук.
Воспитатель : Ну вот мы добрались и до заветного сундука, давайте откроем. (дети достают «яйцо» открываем и достаем иголку. Звучит музыка «Гусли»)
Читаю отрывок из былины:
«Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую.
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается
И века простоит – не шелохнется!
А сильные, могучие
Богатыри нашу славную Русь защищают!»
(Ломаем иглу.)


Победили мы с вами чудище страшное, спасли Русь – матушку. А в награду нам, сундучок волшебный, дар припас. Берите, угощайтесь. (угощение детей конфетами)
Не заметили с вами, как солнышко красное закатилось, пора возвращаться. Из богатырей обратно в детей превращаться.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 29

Конспект занятия

по нравственно – патриотическому воспитанию

в средней группе

Тема: «Мой город»

Составила: Ерёмина Наталья Александровна,

воспитатель МБДОУ – д/с № 29

г. Яровое, 2013г.

Тема : «Мой город»

Цель : воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.

Задачи:

образовательные :

  • уточнить с детьми информацию о родном городе (какие красивые места в нем есть, кто в нем живет);
  • активизировать в речи детей слова – определения, упражнять в употреблении простых предложений;

развивающие :

воспитательные :

  • воспитывать любовь к родному городу;
  • вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями.

Интеграция (НОД): «Познание», «Коммуникация», « Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Художественное творчество».

Методические приёмы: художественное слово (стихи), этюд, беседа, дидактическое упражнение «Букет красивых слов», рассказы детей.

Предварительная работа:

  • беседа о названиях улиц;
  • беседа о городском транспорте;
  • рассматривание иллюстраций "Памятники родного города";
  • беседа о домашних адресах;
  • игра "Путешествие по родному городу".

Материалы и оборудование:

  • фотографии города формата А 4;
  • цветы, ваза, открытки;
  • игрушка – Буратино;

Список литературы:

Ход занятия:

  1. Организационный этап

Мотивационная основа деятельности.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

Ребята, становитесь в круг, давайте поприветствуем друг друга:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Педагог обращает внимание детей на стук в дверь. Воспитатель вносит игрушку Буратино.

Ребята, посмотрите, кто это у нас в гостях? Давайте поздороваемся с ним!

Ребята, вам интересно узнать, зачем к нам пришёл Буратино?

Воспитатель предлагает присесть на стулья.

Буратино приехал из Италии. Она находится очень далеко, там очень много гор и очень жарко. Чтобы добраться до Италии нужно ехать на поезде, плыть на корабле или лететь на самолёте. В своей стране он работает корреспондентом газеты, пишет о разных городах мира. Буратино слышал о том, что в нашей стране в Алтайском крае, на берегу солёного озера есть такой чудесный маленький городок Яровое. Буратино решил написать о нём в газету, но он ничего не знает о нашем городе. Он узнал, что в нашем детском саду проводятся занятия о городе Яровое, решил, что мы можем ему помочь. Поможем ему, расскажем о нашем городе?

Давайте сначала вспомним, в какой стране находится наш город?

Где мы живём?

Как называется столица нашей Родины?

Как называется наш город?

Ребята, вы знаете, что каждое лето в наш город приезжает очень много гостей. Для чего они приезжают к нам?

Как называется озеро, на берегу которого построен наш город?

Чем оно полезно?

Правильно, ребята, гости приезжают в наш город не только поправить своё здоровье, но и потому что он красив во все времена года: зимой, летом, осенью и весной.

Расскажем Буратино, каким может быть наш город?

дети стоят в кругу

дети берут друг друга за руки

улыбаются

дети здороваются с игрушкой - Буратино

дети садятся на стулья

дети слушают рассказ воспитателя

дети отвечают на вопросы педагога

дети отвечают на вопросы воспитателя

раздаётся стук в дверь

появление игрушки Буратино

педагог рассказывает от лица Буратино

  1. Основная часть

Повторение и систематизация приобретенных детьми знаний под руководством воспитателя.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

Педагог предлагает детям рассказать, какими красивыми словами можно описать город Яровое.

Игра «Букет красивых слов»

Педагог объясняет правила игры.

Вот какой букет красивых слов мы собрали!

Ребята, я думаю, Буратино будет интересно узнать, какие здания, строения, памятные места есть в нашем городе.

Расскажем ему о них?

  1. Завод «Алтайский химпром», Памятник воинам освободителям, Дом культуры "Химик», школа № 12, автовокзал, бассейн Нептун, Парк культуры и отдыха.
  2. –Ребята, а какие деревья растут в парке культуры и отдыха?
  3. Давайте выполним упражнение, которое так и называется «Берёзки»:
  4. Физминутка:

Мы берёзку посадили,

Мы водой её полили,

И берёзка подросла,

К солнцу руки подняла,

А потом их наклонила

И ребят благодарила.

Ребята, я ещё хотела рассказать Буратино о гербе нашего города. Кто может вспомнить, что на нём изображено?

Правильно, на нём изображены солнце, как символ надежды на будущее, и волны символизирующие озеро, на берегу которого расположен наш город.

Я даже приготовила фотографии с изображением герба, но бумаги в моей сумке перепутались, и я теперь не могу вспомнить, где изображён герб именно нашего города.

Поможете найти?

Педагог предлагает детям подойти к столику, на котором лежат картинки с изображением трёх разных гербов, найти герб города Яровое.

каждый ребёнок подходит к столу, берёт открытку с видом города и цветок. Со словами «город Яровое красивый, зимний, праздничный и т. д.» ставит цветок в вазу.

дети называют достопримечательности, коротко рассказывают о них.

дети отвечают на вопросы воспитателя


Выпрямляются, стоя за столом

Руки согнуты к плечам, ладонями вперёд

Тянут руки вверх

Руки вниз, спина прямая

Поклоны головой, садятся

рассматривание и беседа по картинкам

на столе открытки с изображением города, ваза и цветы.

на доске фотографии с видами города

  1. Заключительная часть

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

Воспитатель подводит итог занятия.

Думаю, Буратино очень много интересного узнал о нашем городе сегодня и сможет написать об этом в своей газете.

Тема: «Россия - Родина моя».

Цель: Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране.

Программные задачи:

Закрепить знания о нашей стране и государственной символике.

Познакомить детей с картой России. Учить находить на карте страну и ее столицу.

Развивать словарный запас.

Формировать патриотические чувства на основе беседы о родном городе и стране.

Оборудование и материалы: глобус, карта России, изображения российских герба и флага, паззл «Российский флаг»; маленький красный флажок, мяч; красный маркер; аудиозаписи, презентация «Моя родина-РОССИЯ», мультимедийное оборудование(интерактивная доска).

Ход занятия:

Дети сидят на стульях, воспитатель входит в зал с букетом ромашек.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой красивый у меня букет. А вы знаете, как называются эти цветы?

Дети: ромашки.

Воспитатель: Верно, ребята. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Людмилы Бурденко «Ромашковое поле».

Ромашки, ромашки – цветы полевые,

Вы символ российских полей.

Ромашки, ромашки – вы солнца кусочек,

Вы светлый денёчек России моей.

Ромашки, ромашки, кто сеял вас в поле,

Какой же вы в жизни имеете вес?

«Посеял нас ветер, земля нас растила,

А небо дождём поливало с небес».

И солнце тепло нам дарило лучами,

А силы нам Боженька дал.

Мы помним, как шли здесь бои полевые,

Мы — память сынов тех, кто жизнь здесь отдал.

И наша задача напомнить всем людям,

Что жизнью своею обязаны им,

Кто кровь здесь пролил за родную Отчизну,

Мы светлую память о них здесь храним».

И если однажды сорвёшь ты ромашку,

Ты помни, здесь ветер не просто её посадил,

В ней сила и слава, и свет в ней России,

В ней память о тех, кто тебя защитил.

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?

: О ромашках, о России, о погибших воинах…

Воспитатель : Одним словом это стихотворение о нашей Родине.

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес.

Т. Бокова

Воспитатель: А как вы думаете, что такое Родина?

Предположительные ответы детей : Родина — это место, где ты родился. Это твоя улица, твой дом.

Воспитатель: Верно. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина — это не только твой дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, город. Это — твоя страна.

Воспитатель: Ребята, а как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель : Россия… Вслушайтесь в это слово.

Россия — как из песни слово,

Березок юная листва.

Вокруг моря, сады и горы,

Раздолье, русская душа.

С. Васильев

Воспитатель: Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой — начинается день, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, много сел, деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом.

Давайте, найдем его на карте и обведем его границы.

(Воспитатель вызывает детей по очереди, и они маркером обводят границу России.)

Воспитатель: В нашей стране множество городов, деревень, поселков. А как называется город, в котором мы живем?

Дети : Нижневартовск

Воспитатель : Наш славный город богат своей историей. Ребята, послушайте стихотворение о нашем городе.

Воспитатель: А как называется самый главный город нашей страны, столица нашей Родины?

Дети : Москва.

Воспитатель : Ребята, а давайте найдем ее на глобусе?

Задание «Найди город на глобусе».

(дети подходят к глобусу, находят г. Москва и отмечают его маленьким красным флажком)

Воспитатель: А давайте вспомним пословицы и поговорки о нашей столице.

Москва создана веками.

Москва — всем городам мать.

Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал.

Не за один день Москву строили!

Москва — третий Рим.

В Москве чуть-чуть не считается!

Воспитатель: Молодцы, много пословиц вспомнили.

Воспитатель: Каждая страна мира имеет столицу, символы, традиции, историю, людей, прославивших ее. Ребята, назовите, пожалуйста, символы нашей страны.

Дети : Флаг, герб и гимн России.

Воспитатель : Верно. Расскажите о российском флаге. Какие цвета на нашем флаге?

Дети: Белый, синий. красный.

Воспитатель : Правильно. Российский флаг состоит из трех полос, поэтому его называют «триколор». Верхняя полоса - белая, как чистый снег, средняя полоса - синяя, как ясное небо, а нижняя полоса - ярко-красная, как солнышко на рассвете.

«… Три полоски флага – это неспроста:

Белая полоска – мир и чистота.

Синяя полоска – это цвет небес,

Куполов наглядных, радости, чудес.

Красная полоска – подвиги солдат,

Что свою Отчизну от врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак, —

Доблестный трёхцветный наш российский флаг!»

Воспитатель : Давайте, ребята, рассмотрим флаг. Что вы можете о нем сказать? Какой он?

Предположительные ответы детей : Торжественный, нарядный, трехцветный, большой.. .

Воспитатель: Ребята, подойдите к столу, я вам предлагаю собрать паззл «Флаг России».

После того, как дети соберут паззлы, воспитатель подзывает их к мольберту, на котором изображен герб России.

Воспитатель: Посмотрите это герб – еще один символ России.

«…У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад — на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый, он и гордый.

Он – России дух свободный».

В. Степанов

Воспитатель : Ребята, а ведь есть еще один символ. Какой?

Дети : Гимн.

Воспитатель : Давайте его послушаем.

Звучит аудиозапись «Гимн России». муз. А. Александрова. сл. С. Михалкова.

(после прослушивания дети садятся на стулья)

Воспитатель: Сейчас прозвучал гимн России. Что вы можете сказать о нем? Какой он?

Предположительные ответы детей : Торжественный, величественный, гордый, красивый.

Воспитатель: Гимн, герб и флаг — это символы, которые есть у каждого государства.

… Берегите Россию!

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой!

Берегите Россию!

Нет России другой.

Е. Синицын

Воспитатель: Я приготовила вам небольшой сюрприз. Сейчас мы посмотрим презентацию о нашей стране, нашем городе.

Просмотр презентации «Россия – родина моя»

Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;
- формировать уважительное отношение к государственным символам;
- Знакомить детей с понятием о Родине малой и большой;
- воспитывать у детей любовь к Родине,
- Формировать гражданско-патриотические чувства.
- Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения;
- Расширять словарный запас за счёт имён существительных (родители, мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, дом, страна, город, Родина) и имен прилагательных (Родная, родной, большая, малая)
- Развивать внимание и память – узнавать на картинках флаги и гербы
- Развивать выдержку, умение соблюдать правила игры;
- Развивать память, сообразительность, находчивость.
Словарная работа: родная, родная сторона, Родина, Россия, большая Родина, малая Родина, Крым, Феодосия.
Интеграция образовательных областей:
«Познание, «Коммуникация», «Социализация», «Труд»
Материалы:
- Карта мира, глобус;
- изображения президента РФ, гербов и флагов;
- наглядно-дидактические пособия;
- фотографии с видами горада;
- слайды с достопримечательностями;
-Аудио записи.
Предварительная работа:
- Беседы о российской символике;
- чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине;
- чтение художественных произведений Крыма;
- рассматривание фотографий города;
- рассматривание иллюстраций и выполнение работ по раскрашиванию Флага и герба Республики Крыма и города Феодосии.

Ход занятия

(Начинаю деятельность с приветствия в кругу, дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Воспитатель:
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в родном краю,
Всех я Вас приветствую!

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами попытаемся раскрыть тайну нового слова.
- Но сначала давайте вспомним одно знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Это слово «родная».
- Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.
- Ответы детей: мама, папа, брат, сестра, брат, бабушка, дедушка, дом, детский сад, страна, город. Замечательно, молодцы.
-Давайте проведем пальчиковую гимнастику о нашей семье (пальчиковая гимнастика).
- А сейчас послушаем, как это слово может звучать в стихотворении.
1 ребенок читает стихотворение:
Много мам живет на свете
Всей душой их любят дети!
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она!
Кто она? Отвечу я-
Родная мамочка моя!
- Да ребята самый родной человек для нас - это мама.
–Но у всех людей есть еще самое дорогое – это родная земля, родная сторона.
- А как еще можно назвать место, где мы живем, и растем, где все родное.
- Такое место по-другому называется - Родина.
2 ребенок читает стихотворение:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- Ребята, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).
- Да, наша Родина - Россия!
- Посмотрите ребята на карту. Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша Россия (выходит ребенок и показывает).
- Ребята, как называется столица нашей Родины? (Москва)
- Как зовут президента нашей страны?
– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)
– Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)
3 ребенок читает стихотворение:
Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет
- А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбираю из предложенных герб России.)
4 ребенок читает стихотворение:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
- А что же такое гимн? (Гимн - это самая главная песня страны.Гимн слушают стоя.)
– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.

Прослушивание отрывка гимна.

Игра “Собери флаг и герб России” (2 команды ребят собирают на скорость пазлы герба и флага)

Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?
Дети.
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Родину-мать учись защищать.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Жить – Родине служить
Береги Родину, как зеницу ока.

Есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом – это наш родной край, это наша малая Родина.
-А как называется наша Республика (полуостров)?
- Наша Республика Крым.
- Как называются люди которые живут в Крыму? (Крымчане).
- На берегу какого моря мы живем?
- На берегу Черного моря.
-Давайте ребята представим себя на берегу нашего ласкового моря.

Физкультминутка:
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя
А над морем мы с тобою!
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе,
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Посмотрите: чайки важно
Ходят по песку морскому.
-Садитесь дети на морской песочек, возьмем ракушки и послушаем шум моря. (Слайды и шум моря)
–Молодцы ребята, отдохнули, а теперь садитесь.
- У каждого из нас есть малая Родина. Как называется город, в котором мы живём? (Феодосия). А как называются люди которые живут в Феодосии?(Феодосийцы).
- А какая наша Феодосия, какими словами ее можно описать (красивая, солнечная, цветущая, теплая, приветливая, гостеприимная, курортная, ласковая, щедрая).
- Ребята, в нашем городе есть много достопримечательностей.
-Давайте поиграем в игру «Наш город”
- Я вам буду показывать слайды на которых изображены извесные места нашего города, а вы их будете называть.
Просмотр слайдов. (Дети, называют и отвечают на вопросы вос-ля).
Генуэзская крепость Кафы. 2. Памятник И. К. Айвазовскому, картинная галерея Айвазовского.
3.Памятник фонтан И. К. Айвазовского.
4. Фонтан-памятник Доброму гению.
5. Музей Грина.
6. Вечный огонь.
7.Цвето-музыкальный фонтан.
8. Набережная Феодосии.
9. Музей древности.
10. Музей денег.
–Молодцы ребята! Вы отлично знаете свой город. Справились со всеми заданиями, отвечали на вопросы. И что бы наш край был еще краше, мы должны быть трудолюбивыми и дружными.
- А теперь давайте встанем в большой дружный хоровод.
Хоровод.

Итог занятия:
- Ребята! Мы тоже с вами должны быть дружными. Любить свою родину - большую и малую. Заботится о ней. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, храните ее обычаи и традиции, берегите ее природу.

















Публикации по теме