Работа с родителями в рамках реализации. Формы и методы работы с детьми и родителями по нравственному воспитанию дошкольников

Цель:

Материалы: плоскостные изображения (дерево, трава, листочки) пословицы, поговорки, лист А3 с изображением ребенка

Ход мероприятия психолога для родителей

Добрый день уважаемые родители! Приятно видеть вас! Нас объединяет важное общее дело - воспитание детей. Именно это является главным вопросом нашего мероприятия. Уверена, что наша встреча состоится в атмосфере хорошего настроения и взаимопонимания.

Сообщить тему и цель встречи и предложить присутствующим записать на стикерах в форме веточек (до дерева) свои надежды и ожидания от встречи и прикрепить к дереву,

Упражнение «Ожидание»

Упражнение «Трава»

Записать мысли и ассоциации, возникающие, когда слышим слова «Родительская любовь».

Информационное сообщение

Детская душа - это не сумерки, а свет - яркий, чистый и очень красивый. Взрослые должны делать все для того, чтобы оно наполняло счастьем всю нашу жизнь.

Корни каждой личности лежит в детстве, и в первую очередь в семье. Именно в семье устанавливают первые связи человека с миром, утверждается доверие к нему, создается лучшая возможность обеспечить гармонию в системе «ребенок - окружающий мир - ребенок», раскрыть способности личности. Малыш развивается по законам природы, которые сказываются на его поведении и разнообразной деятельности. Семья формирует определенный образ жизни. Один из важных факторов, мотивирующих развитие ребенка в дошкольные годы, - желание подражать старшим, стремление повзрослеть. Поэтому подражание, прежде всего близким людям, и является основным механизмом учения в этот период. К сожалению, взрослые забывают уроки собственного детства.

Ребенок рождается потенциально хорошим, требует защищенности, тепла, любви. Эти потребности пробуждаются и раскрываются в общении в условиях безграничной родительской любви.

Родители вводят сына или дочь в мир своей любовью. Именно из-за отношения с ними, проникнутыми лаской и нежностью, ребенок осознает свою защищенность, убеждается, что его любят, заботятся о нем.

К сожалению, мы уделяем недостаточное внимание этому этапу созревания личности, недооцениваем его значение для создания почвы, в которую нужно засевать зерна духовного роста.

Не стоит надеяться, что ребенок сам поймет основы добра, если живет в культурной семье. Этой способностью от природы наделены лишь единицы, а большинству детей нужна эмоциональная наука. Это и есть семейная школа воспитания, где детей учат уважать, любить не только на словах, но и осуществляя конкретные поступки.

Воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве, что и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста .

Нравственные качества важны для формирования пространства внешней жизни дошкольника, для полноценной реализации себя как индивидуальности и социального существа. Это самостоятельность, трудолюбие, ответственность, честность, правдивость, искренность, отзывчивость, общительность, самообладание, смелость, справедливость, толерантность, гражданственность, патриотизм...

Так что совет первый. Дорогие родители! Любите детей не слепой, а мудрой любовью. Никогда не говорите, что вам некогда воспитывать ребенка. Это значит сказать: «Мне некогда любить».

Теперь найдем похожие идеи в русских народных пословицах и поговорках.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Выкормил змейку на свою шейку.

Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

Как постелешь - так и поспишь.

Что посеешь - то и пожнешь.

Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.

Мозговой штурм

Продолжите фразу «Мой ребенок....»

Родители связывают эту фразу с чертами характера своего ребенка и письменно продолжают ее в различных вариантах (например «Мой ребенок опрятный», «Мой ребенок невнимательный»)

Черты, которые Вас устраивают

Черты, которые Вы хотели бы изменить.

Мы всегда хотим, чтобы наши дети были умными, добрыми, в будущем состоялись как личности. Каждый ребенок уникален, в нем есть то, что нам нравится и что бы мы хотели изменить.

Проблемная ситуация «Супермаркет»

Представьте, что вы находитесь в современном супермаркете. В нем три этажа. На первом - товары с браком, на втором - среднего качества и цены, на третьем - лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

На какой этаж вы пойдете покупать вещи? (Ответы родителей)

Когда у нас рождаются дети, мы всегда хотим, чтобы они соответствовали товарам «третьего класса» - были умными, добрыми, и т.д.

Возможно мы мечтаем, чтобы дети воплотили в жизнь наши несбывшиеся мечты. Но в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. У него есть что-то от первого, второго и третьего этажей. И ваш ребенок - не исключение. Вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что бы вы хотели изменить.

Совет второй: любите своего ребенка таким какой он есть, с его положительными чертами и недостатками.

Упражнение «Семейный устав»

Как часто во время общения с ребенком мы употребляем такие выражения: «Отстань», «Не мешай». Мы это можем говорить настолько автоматически, что даже не замечаем, а между тем отталкиваем от себя ребенка. Я предлагаю вам написать правила поведения детей и родителей в семье, не предпринимая слова «не». Например, вместо «Не кричи громко» скажем «Будем разговаривать тише».

Отстань, не мешай!

Не будь похож на папу!

Не надоедай мне!

Не мешай, я занята!

Упражнение: «Корзина добрых дел»

Составить перечень посильных обязанностей в семье для ребенка и заполнить корзину добрых дел.

Совет третий: позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок накапливал опыт и знания в спокойном темпе, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Упражнение «Распустилось дерево ожидания»

Мы с вами хорошо поработали, поэтому предлагаю определить оправдались ли ваши ожидания

Закончить нашу встречу мне хочется таким стихотворением.

Скачать приложение.

Интерес к воспитанию духовно-нравственной личности не угасал никогда. Но в начале 21 века, когда социально-экономические отношения вышли на первый план, изменилось и отношение к морально-ценностным нормам и поведению человека в обществе.

Самая большая опасность, которая подстерегает в современном мире – деградация человека, как личности.

Совместное родительское собрание с детьми - эффективный воспитательный метод

Особенности нравственного воспитания

В духовно-нравственном воспитании стали проявляться отрицательные черты: компьютеры и необдуманные просмотр телевизора вытолкнули на второй план книги, живое общение заменили виртуальные смс.

Материальная сторона жизни стала доминировать над духовной, поэтому у детей исказилось представление о доброте, милосердие, сострадание и патриотизме.


Что такое духовно-нравственное воспитание - составляющие

Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение или детский сад, семья и непосредственно, ребенок. На современном этапе лидирующую позицию занимает взаимодействие воспитатель-родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями.

Семьи и детский сад – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности.


Семья – залог нравственного воспитания

Слабым местом в формировании правильных нравственных представлений, является семья. Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей.


Семейные ценности - основа духовно-нравственного воспитания

К новым, современным традициям можно отнести семейный субботний вечер, совместный поход на каток, в кино. Отличным решением будет выбрать семейный праздник, который будет, значимым именно для данной семьи. Это может быть Новый год, день рожденье или 8 марта.

Совет: необходимо как можно больше уделять времени для общения со своим ребенком. Читать ему книги, смотреть вместе мультфильм, интересоваться его жизнью и увлечениями.


Кадры из добрых мультфильмов

При просмотре мультфильмов, лучше отдавать предпочтение добрым советским мультфильмам, а не современным американским. “Влияние современных мультфильмов на развитие и воспитание детей” – станет отличной темой для следующего родительского собрания или консультации.

Задачи, формы и цели духовно-нравственного воспитания в семье

Задачи, которые должны ставить перед собой родители, просты:

  • научить детей отличать добро и зло, учить творить добро и быть милосердными;
  • формировать чувство уважения, любви к своей Родине;
  • ориентировать на нравственное воспитание дошкольников в семье, путем ознакомления с традиционными устоями семьи.

Формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию в семье:

  • родительские собрания на духовно-нравственную тематику;
  • вечера-дискуссии;
  • открытые показательные выступления педагогов;
  • завлечение родителей для совместной деятельности: проведение выставок, конкурсов, театральных постановок;
  • индивидуальные консультативные встречи со специалистами: психолог, педагог и воспитатель;
  • совместные с детьми экскурсии;
  • активное участие родителей в жизни детского сада или школы (помощь в благоустройстве участка, в мелком ремонте, совместная подготовка праздников)
  • общий с родителя досуг.

При совместном с родителями духовно-патриотическом воспитании необходимо перед собой ставить следующие цели: формирование у детей положительного отношения к людям и окружающему его миру; знакомство с умением проявлять сострадание к людям; учить нести ответственность за свои поступки.


Работа с родителями - совместные занятия

Образовательное учреждение, как средство духовно-нравственного воспитания

Прежде чем начать воспитательную работу с родителями по нравственному воспитанию детей, необходимо провести диагностические мероприятия. Выявить проблемные зоны, темы интересующие родителей больше всего. Чаще родители интересуются сенситивными периодами, кризисными скачками в развитии и готовностью дошкольника к школе.


Формы работы по духовно-нравственному воспитанию

На занятиях по социализации уместным будет познакомить детей с профессиями своих родственников. Формировать у них добросовестное отношение к любому делу.

Отличным праздником, где напрямую будут взаимодействовать дети, и родители станут: спортивно-развлекательный праздник 23 февраля и праздник Мам к 8 марта.


Утренники для младших школьников - один из методов воспитания

Важно: родителям детей старшего дошкольного возраста (6 лет) следует помнить, что уровень развития познавательной и эмоционально-волевой сферы остается все еще на уровне младшего дошкольника, где основной вид деятельности - все еще игра. Постарайтесь доносить серьезные вещи в игровой форме.

Взаимосвязь нравственного и патриотического воспитания

Духовно-нравственное воспитание тесно переплетается с патриотическим воспитанием, ведь любовь к своему дому, городу, Родине влечет уважение и любовь к своей семье. В настоящее время все больше семей стараются привлекать детей к ознакомлению с историей своего края и человечества в целом. Правильным решением станет совместный просмотр фото книг, кинолент, посещение этнических музеев, галерей, тематических празднований. К тематическому гулянию можно отнести празднование Масленицы. Именно оно позволяет наглядно и практически познакомится с традициями и обычаями своего народа.


Патриотическое воспитание - одна из главных составляющих духовно-нравственного развития

Детям свойственно совершать необдуманные, эмоционально окрашенные поступки.

Но на их фоне, все равно, можно просмотреть положительную динамику в нравственном воспитании. Дети уже могут давать оценку своим поступкам и реакциям, научились видеть поступки других людей, отличать хорошие и плохие дела, сформировался навык проявления милосердия, отзывчивости.


Воспитание любви к родине - актуальность опыта

Воспитание духовно-нравственных представлений - дело не одного дня и даже не месяца.

Это повседневная работа родителей и педагогов, направленная на формирование толерантности, уважения к семье и родному краю.

Семинар для родителей детского сада «Духовность и нравственность наших детей»

Краткая аннотация: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас (дошкольных работников, родителей – законных представителей воспитанников) на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Это достаточно сложная проблема и решать ее следует только совместными усилиями с семьями воспитанников. Данный семинар для родителей направлен на включение семей в решение данной проблемы.

Список ключевых слов: духовно - нравственное воспитание, душевность, духовность, нравственное поведение

Сценарий семинара для родителей «Духовность и нравственность наших детей»
Цель: актуализация проблем духовного и нравственного воспитания в семьях; повышение психолого-педагогической компетенции родителей; выработка инновационных подходов к работе по адаптации детей к социуму и накоплению опыта социальных отношений.

Участники : родители, педагоги, представитель духовенства

Место проведения: музыкальный зал
Оборудование: Экран, проектор, видео презентация, мольберты, «чаша» (вырезанная из листа ватмана), «сердечко» (вырезанное из красного картона для каждого родителя), маркеры, карандаши, чистые листы.

Предварительная подготовка: интервью воспитанников подготовительной к школе группы, оформление выставки фоторепортажей из групп «Добрые традиции моей семьи».

Ход мероприятия
1.Вступление
- Добрый вечер, уважаемые родители и гости. Мы рады приветствовать вас. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем семинар на тему «Духовность и нравственность наших детей». И так мы начинаем. Встречайте главных героев нашей темы – воспитанники детского сада «Зернышко».

2.Приветственное слово детей
Исполняется песня «Что такое доброта» (авторы В.Осошник и Любаша)

3. Мы провели опрос среди воспитанников. Посмотрите, какие ответы дали ваши дети. Просмотр видео презентации.

Вопросы для интервью:
Есть такой человек – добрый. Какой это человек, как ты думаешь? (щедрый, справедливый, душевный, злой, милосердный …Что означает быть …?

4. Упражнение «Чаша»
- Душа ребенка – это полная чаша. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими качествами вы хотели бы его наделить? У каждого из вас есть сердечко, напишите на красной его стороне качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка.
Родители пишут на «сердечках» качества.
Педагоги собирают «сердечки», размещают их в «чаше» на мольберте.

Посмотрите, какую яркую, красивую душу, мы хотим видеть у ребенка!
Озвучиваются качества, написанные на «сердечках».
- Ваши дети при опросе наделяли себя положительными качествами. Вы тоже, как мы видим, хотите наделить своего ребенка только хорошими качествами. Тогда возникает противоречие: почему же в наших детях часто мы наблюдаем проявление такого негатива, как агрессия, злость, жадность и т.п.? Чем Вы можете это объяснить, родители?
Дискуссия среди родителей.
Вопросы к родителям:
- Как вы считаете, кто оказывает первостепенную роль на формирование у ребенка общечеловеческих ценностей, таких как доброта, справедливость, щедрость, милосердие, любовь и т.д.?
- Какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, что бы это «чаша» не расплескалась, не разбилась, а стала еще полнее?
- Благодарю за Ваши высказывания и суждения. Нам, взрослым, есть над чем задуматься и изменить отношение к решению данной проблемы.

5. - С нравственными качествами мы разобрались, а вот с душевностью и духовностью нам, людям светским, сложнее разобраться. Объяснить эти понятия мы пригласили Иеромонаха Отца Агафангела. Предоставим ему слово.
Выступление представителя духовенства.

6. Разработка кодекса (свода) правил «Культура нравственного поведения»
- Сегодня мы обсудили сложную тему воспитания духовности и нравственности. Согласитесь, что бы заложить основы духовности и нравственности в наших детях, необходимо придерживаться определенных правил нравственного поведения в обществе. Прелагаем Вам, разработать макет правил нравственного поведения для воспитателей, детей, родителей. Для более быстрой и плодотворной работы разделимся на группы: 1 группа формулирует правила для воспитателей, 2 группа – для детей, 3 группа – для родителей.
Родители работают в группах.

7. Презентация свода правил родителями.
- Мы обязательно оформим этот свод правил и буклеты раздадим вам в группах.

8. Заключительный этап
- Наша встреча подошла к концу. Безусловно, каждый из Вас вынес из нашей встречи что-то полезное для себя и своей семьи.
А в заключении, мы приглашаем Вас, посетить фотовыставку «Добрые традиции моей семьи».

Приложение
Свод правил нравственного поведения
Правила для детей дошкольного возраста

1. Будь приветлив и доброжелателен к окружающим тебя взрослым и детям: здоровайся первым, благодари за помощь и заботу, не забудь вечером попрощаться со всеми.
2. Чаще улыбайся, не капризничай. Умей контролировать свои эмоции.
3. Не огорчай своим поведением взрослых и детей, думай прежде, чем что-то совершить, как расценят твои действия окружающие, будет им приятно это видеть.
4. Умей договариваться в играх, избегай драк, решай проблемы словесно.
5. Используй в своей речи только хорошие слова и добрые выражения.
6. Уважай труд окружающих, помогай взрослым поддерживать порядок.
7. Не обижай того, кто слабее тебя – это тебя не красит. Будь защитником у тех, кто нуждается в помощи.
8. Советуйся с взрослыми по любым своим проблемам и вопросам.
9. Не ври окружающим, будь честным и правдивым.
10. Не жадничай, не хвались. Будь щедрым и скромным.
11. Не ябедничай на других, следи только за своим поведением.
12. Проявляй самостоятельность в самообслуживании.
13. Следи за своим внешним видом и здоровьем.
14. Не забывай поздравлять близких людей с праздниками и делать им сюрпризы своими руками. Помни, внимание дороже всех подарков.

Правила для родителей, воспитателей и работников детского сада
1. Будьте хорошим примером для детей и окружающих взрослых.
2. Будьте внимательными к чужим проблемам.
3. Будьте вежливы, приветливы ко всем. Оказывайте каждому ребенку каждый день максимум внимания, ласки, доверия и любви.
4. Никогда не унижайте достоинство ребенка, не высмеивайте его неудачи, не критикуйте. Во всех проблемах умейте найти справедливое решение.
5. Умейте понимать, чувствовать и принимать каждого ребенка.
6. Всегда эмоционально откликайтесь на проблемы каждого ребенка, какими бы мизерными они не казались.
7. Искренне радуйтесь успехам и достижениям малыша.
8. Умейте видеть и отмечать в ребенке его лучшие качества и достижения.
9. Часто, но обосновано, хвалите ребенка в присутствии родителей (педагогов).
10. Действуйте исключительно в интересах ребенка.
11. Помните, что каждый ребенок не повторим. Научитесь видеть и выявлять возможности и способности каждого ребенка.
12. Верьте и доверяйте ребенку.
13. Избегайте принуждения, насилия, подавления воли ребенка, предоставляйте ему свободу выбора в той или иной ситуации.
14. Смотрите на происходящее с ребенком и вокруг него глазами ребенка, с его детской индивидуальной позиции.
Помните, доброжелательная улыбка взрослого, а так же добрый взгляд, сочувствие, поддержка и создание теплого микроклимата в семье, в группе – все это оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств ребенка.

Используемая литература:
1. Приказ Министерства образования науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москвы «Об утверждении ФГОС ДО».
2. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ
3. Чиркова С. В. -авт.-сост. «Родительские собрания в детском саду».– М.: ВАКО, 2014. – 240 с.
4. Щетинина А. М. Статья «Психолого-педагогическая концепция развития социально-адаптивной индивидуальности ребенка» Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика». 2015. № 2(50), стр. 77-78.

Работу выполнила: Федоренко Г.Л. воспитатель МБДОУ «Детский сад №3» п.Куеда Пермского края

Свое выступление хочу начать с притчи:

«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем.. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.

Если эту притчу применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания духовно-нравственной культуры с юных лет».

В стандарте дошкольного образования сказано, что родители должны быть активными участниками образовательного процесса…

Поэтому в духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играют родители, семья. Работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека, как гражданина будущего общества, что нашло свое отражение и в стандарте дошкольного образования в таком направлении, как социально-коммуникативное развитие.

Для выполнения задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в нашем детском саду организовано единое образовательное пространство, активными участниками которого являются не только дети и педагоги детского сада, но и семьи наших воспитанников: мамы, папы, бабушки и дедушки.

В своей работе мы стараемся учитывать следующие принципы: системность, учет опыта родителей, целенаправленность, учет специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость.

В соответствии с этим, целью работы с родителями является: приобщение семьи к решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Цель достигается путем реализации следующих задач:

  • ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, повышать компетентность родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, знакомить родителей с основами православной педагогики и психологии, формировать представления о формах семейного уклада
  • приобщать родителей к образовательному процессу, знакомить их не только с формами работы воспитания с детьми, но и с ее содержанием

Формировать появление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.

Работу с семьей по данному направлению начали с анкетирования среди родителей, с целью выявления хотят ли они, чтобы их ребёнок изучал русскую культуру, православные, народные обычаи и традиции в детском саду. Далее разработали план мероприятий по взаимодействию с родителями.

Решая задачу повышения компетентности родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, используем разнообразные формы работы: родительские собрания и консультации на духовно-нравственные темы, встречи со священнослужителем местной религиозной организации по вопросам воспитания детей с точки зрения православной религии, вечера вопросов и ответов, информационные стенды для родителей, размещение информации на сайте учреждения, анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

Подробнее хочу остановиться на такой форме, как встреча со священнослужителем. На организационном родительском собрании на простых и ярких примерах отец Андрей объяснил родителям православное понимание извечных вопросов человеческого бытия: зачем человек приходит в этот мир? Что есть добро и зло? Кто главный воспитатель детей?

В результате плодотворной беседы было принято решение, что священники будут помогать родителям и педагогам по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, посещать детский сад в дни больших православных праздников. Отец Сергий освятил новые помещения детского сада и благословил коллектив на добрые и благие дела. Отец Андрей и отец Сергий никогда не приходят без подарков. Они приносят детский православный журнал «Медвежонок» , книги для библиотеки детсада, сладости.

В рамках задачи приобщения родителей к образовательному процессу используем следующие формы совместной деятельности: проведение и организация совместных экскурсий, проведение творческих выставок, конкурсов, оформление альбомов или выставок фотографий семьи ребенка, оформление тематических альбомов, изготовление подарков в виде рисунков, несложных поделок, стихов, песен, подготовка к праздникам, совместные с родителями праздники,

Одна из форм, которая прижилась в нашем коллективе – это «Семейная мастерская» .

Цель «Семейной мастерской» : Способствовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания как средству гармонизации детско-родительских отношений, личностному совершенствованию и социальной адаптации ребенка и семьи.

Для решения данной цели были определены задачи, формы и содержание «Семейной мастерской» . Разработали тематические консультации для родителей, сценарии мастер-классов, оформили информационные стенды, подобрали и скомплектовали по темам материал для папки-передвижки, составили план работы по организации трудовой деятельности родителей с детьми, и перспективный план совместных праздников.

Одной из форм взаимодействия родителей, детей и педагогов является мастер-класс, на которых они получают много интересного познавательного материала в доступной для них форме, и в конце выполняют, какую-нибудь продуктивную деятельность. Например, историю создания игрушек, после чего родители и дети с удовольствием совместно изготовили игрушку из природного материала, соленого теста и т.д.

При выборе совместной трудовой деятельности открываются большие возможности. Доступность техник и материалов, прикладной характер получаемых изделий, позволяет полноценно использовать их в жизни по прямому назначению. Это придает смысл и повышает значимость самой трудовой деятельности, увеличивает радость от труда, доставляет удовлетворение результатами.

Результатом проведения мастер-классов были организованы выставки работ, такие как «Такие разные куклы» , изделий из теста «Хлеб всему голова» , «Бродит осень у ворот» (поделки из природного материала) , фото-выставка «Любимое блюдо семьи» , «Пасхальная радость» и т.д.

Созданы условия для гармонизации личности ребенка и взрослого, начали формироваться эмоциональная устойчивость, нравственно-волевые качества, уважение к людям и продуктам их труда, умения радоваться результатам труда своего и других людей; дети стали более усидчивыми, не ленятся, не упрямятся.

В процессе работы «Семейной мастерской» разработали совместные проекты, такие как «Моя семья» , «День рождения детского сада» , «Масленица» через данные проекты у детей и родителей воспитывали чувства гордости за свою семью и любовь к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, профессиях. Приобщили дошкольников к традиции проведения народного праздника Масленицы. Провели итоговое мероприятие «Как на масляной неделе» конкурсом семейных выступлений через эмоциональное сопереживание и участие в игре – действии.

По итогам всех мероприятий организовывали праздники, на которых, обобщаются результаты проведенной работы по определенной теме - это «Покров Пречистой» и «День Матери» , Пасха Красная», «Свет Рождественской звезды» , «8 Марта» . Целью таких праздников, является приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры, восстановление традиционного уклада на основе церковных и календарных праздников. К праздникам организуются выставки работ педагогов, детей и их родителей. Это могут быть рукодельные куклы и игрушки, книги «семейных издательств» , созданные совместными усилиями детей, их сестёр и братьев, родителей и бабушек.

Таким образом, анализируя результаты работы с семьей по воспитанию духовно – нравственной культуры у ребенка, пришли к выводу, что при условии постоянной и планомерной работы по привлечению родителей в образовательный процесс:

  • изменились взаимоотношения детей в группе
  • у детей появляется интерес к познанию истории родного края, культуре
  • дети стали более общительными, милосердными, активнее реагируют на различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей.
  • А у родителей в свою очередь повысилась активность в проведении разных мероприятий;
  • удалось расположить родителей к детскому саду, теперь это мои помощники, друзья, которые всегда приходят на помощь и с радостью помогают в воспитании детей. Ведь они уверенны, что их ребёнка в детском саду всегда ждут с радостью и любовью.

Л.Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» .

И мы с родителями и детьми продолжаем идти дорогою добра в современном мире.

МАСТЕР-КЛАСС

«АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ»

(Слайд 1) Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается мастер-класс по теме: «Активные формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию».

(Слайд 2)

Актуальность мастер-класса объясняется стремлением педагогов повысить качество и эффективность работы с родителями.

Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании представленных приемов и методов работы при проведении родительских собраний.

(Слайд 3)

Задачи мастер-класса:

    продемонстрировать участникам мастер-класса использование активных форм работы с родителями;

    показать возможность формирования представления о новых формах проведения родительских собраний;

    выяснить целесообразность применения использованных приемов и методов.

(Слайд 4)

Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, информационные листы (приложение 1) и карточки для рефлексии (приложение 2) набор для изготовления поделок (папка, заготовка «Ангел», самоклеящаяся бумага цвета золота, ножницы) по количеству участников мастер-класса.

Ожидаемые результаты:

    участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения методов и приемов работы классного руководителя, направленных на совершенствование форм работы с родителями; поймут их важность и необходимость для современного воспитания школьников;

    практический выход: информационный лист, содержащий перечень наиболее удачных приемов, используемых в работе с родителями, а также советы классным руководителям для подготовки и проведения родительских собраний.

(Слайд 5)

    Презентация педагогического опыта

Все мы знаем, какую роль несёт семья в развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, стиль поведения, представления о трудолюбии и многое другое.

Как часто мы сталкиваемся с тем, что у ребенка, который отказывается навести порядок на собственной парте – нет перед глазами примера родителей, наводящих порядок в доме; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.

Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используются различные формы этой работы – назову основные из них:

1. Изучение семей учащихся.

2. Работа с родительским комитетом.

3. Индивидуальная работа с родителями.

4. Классные родительские собрания.

Остановлюсь подробнее на последних.

(Слайд 6)

    Представление системы учебных занятий

На мой взгляд, собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка.

Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания самих родителей. Родители моих классов не раз принимали участие в подготовке и проведении собраний: участвовали в анкетировании, выступали с итогами совместных проектов с детьми, помогали изготавливать раздаточный материал.

(Слайд 7)

    Проведение имитационной игры

И сейчас я продемонстрирую вам один из фрагментов таких собраний, подготовленных мною с родителями совместно.

Цели и з адачи: развитие сознания родителей и формирование основных базовых ценностей: духовный мир человека, смысл жизни, эстетическое восприятие, эмоциональное переживание, нравственная позиция; воспитание нравственных чувств и этического сознания, а также осознание ценности человеческой жизни, нравственного здоровья человека, эстетических чувств.

Планируемые результаты: воспитание ценностного отношения к прекрасному: научить родителей ценить душевную красоту, знать художественные ценности культуры, иметь опыт эстетических переживаний, опыт самовыражения в творчестве.

Итак, «Пища для размышления».

Перед семьёй и общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием общекультурных компетенций, устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

ВОСПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Так постигая жизнь, которая учит различать добро и зло, жизнь и смерть, мы обращаемся к культуре народа, к историческим корням, заложенные в сказках и былинах, пословицах и поговорках, песнях и притчах.

(Слайд 8) Вашему вниманию притча (запись музыки)

Учитель, я уже целый год живу у тебя, но до сих пор выполняю только работы по хозяйству. Когда ты будешь меня учить? Разве я для этого пришёл к тебе в ученики, скажи?

Имей терпение, - ответил учитель, - ещё не пришло время. Иди в нижнюю долину и посади дерево, вырасти его, а я подумаю.

Долгий и тяжёлый путь проделал ученик, пока спустился в долину. По дороге он выкопал маленький саженец и посадил его. С той поры, дважды в день он проходил опасный путь, между хижиной и долиной, чтобы полить деревце. В любую погоду он уходил ранним утром и возвращался поздним вечером совсем без сил. И однажды он не вернулся. Чтобы ухаживать за деревом и не тратить силы на дорогу, юноша построил себе хижину на берегу ручья и остался жить в долине. Изо дня в день, он присматривал за деревом. Защищал молодые листочки

от птиц и палящего солнца - летом, закрывал от мороза и снега, зимой. Так прошёл год. Усилия его не пропали даром. Дерево выросло высоким и крепким.

Однажды на рассвете, он вышел из хижины и увидел своего учителя, сидящего у ручья под деревом.

Учитель! – обрадовался юноша. – Как я счастлив вновь увидеть тебя! Я должен извиниться перед тобой, что не смог стать твоим учеником, обманув твоё доверие! Ты подумал, что я слаб, когда я остался жить в долине. Но я должен был заботиться о своём дереве. Много ли я мог сделать, когда все силы уходили на дорогу? Поэтому я принял такое решение. И теперь, ты вряд ли возьмёшь меня обратно…

Выслушав пылкую речь юноши, старик сказал ему:

Продолжите фразу, что сказал юноше мудрец… (мнение родителей)

(Именно в этот год, ты, вместе с деревом взращивал такие качества своего характера, которые тебе помогут постигать знания. Что значит взращивать качества своего характера - это значит воспитывать).

Именно в этот год, ты вместе с деревом взращивал такие качества своего характера, которые тебе помогут постигать знания. Твоё дерево говорит о твоей готовности. Посмотри! Когда ты нашёл саженец, он был маленький и хилый. Ствол его был тонкий и качался от слабого ветерка, грозя вырвать его с корнем. При этом веточки переплетались между собой и обрывали только что появившиеся листочки. Таким был и ты. Ответственность ты имел, но только по необходимости. Был нетерпелив и эмоционален, как переплетенные побеги саженца.

Чтобы обрести знания, нужна, прежде всего, дисциплина. Ибо корни дерева – твоя ответственность, ствол дерева – твоё терпение, ветви дерева – спокойствие,

а листья – знания.

Каждый из нас родитель и знает, что дети очень радуются и гордятся своими родителями, когда они участвуют в школьных мероприятиях, собраниях и конечно праздниках. Верно подмечено, что праздник это душа народа.

(Слайд 9)

Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»

Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите предложения:

Праздник – это…

Праздник - это счастье….

Праздник - это жизнь….

Праздник - это путешествие

Праздник - это история

А какой сегодня праздник?

(Слайд 10)

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА МИЛОСТИВОГО 25 ноября. ( Видеоролик).

Уважаемые родители, это был один из примеров воспитания наших детей средствами мультипликации. Вашему вниманию был представлен один из сюжетов детской программы «Мульткалендарь» всероссийского православного телеканала «Союз». Советую вам чаще просматривать с детьми эту передачу. Она учит доброте, милосердию, воспитывает нравственные и духовные качества ребенка.

Каждый человек развивается духовно по-разному, так как учений и путей познания истины достаточно много, как через религии, так и минуя их. Поэтому кто-то по этому пути идет медленно, постепенно накапливая знания и опыт, кто-то продвигается легко и без препятствий, а есть такие люди, у кого просветление происходит мгновенно. Все равно, если человек самосовершенствуется, настроен на духовные знания, познает себя и мир, то рано или поздно он придет к истинным знаниям и ему удастся обрести мир и покой внутри себя.

(Слайд 11)

Не зря подмечено «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» Конфуций.

Душе не хватает мира и красоты?

Берем бумагу, ножницы, и…

Я предлагаю сделать открытку «Ангел-Хранитель!» Каждый из вас при изготовлении наполнит её теплом своих рук и сердец, добрыми мыслями.

Будем использовать современную технику художественного вырезания из бумаги и декорирования. Обращение к искусству – это и возможность обретения корней, и возможность подняться еще на одну ступень духовного самосовершенствования.

Практическая работа (выполняю вместе с родителями). Щелчок (появляется Ангел)

Во время выполнения работы звучит «Хрустальный перезвон»

А сейчас все возьмите ангелов в руки, поверните их ко мне лицом.

Фоном звучит музыка «Ангел»

Чтение стихотворения после окончания работы .

Есть у тебя в этом Mиpe заступник,

Посланный светлой судьбой.

Ангел-Хранитель, невидимый спутник,

Всюду он рядом с тобой.

В радости, горе, беде и разлуке,

В полночь, в сиянии дня

Всюду ты чувствуешь верные руки,

Всюду хранит он тебя.

В храм ли войдешь для вечерней молитвы,

Городом шумным пойдешь,

Он от тебя, словно щит среди битвы,

Грозно беду отведет.

Всюду тебя, осеняя крылами,

Светлую тайну храня,

В жизни, огромном бушующем море,

Он не оставит тебя.

(открытки остаются в подарок участникам мастер-класса)

    Моделирование

Вашему вниманию был представлен один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование сказок, притч, легенд, которыми я пользуюсь в воспитательном и образовательном процессе.

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления . Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию. Притчи помогают задуматься над своим поведением, над улучшением качества своей жизни, над своими мыслями, над чистотой своих помыслов, сознательный контроль над действиями может быть, заставят и посмеяться над своими ошибками, над самим собой. Так же позволяют раскрыть творческие способности. Занятие творчеством и искусством настраивают душу на позитивное восприятие и мироощущение, что двигает человека на совершенствование.

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.

Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи – изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», - сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему:

Щелчок «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».

Сейчас вы просмотрели фрагмент родительского собрания, где были использованы активные методы работы с родителями.

(Слайд 13)

А теперь вашему вниманию предлагаю перечень наиболее удачных приемов при проведении подобных занятий, т.е. те самые «семена». Они перед вами на экране. Кроме того, все они имеются на дисках, которые я для вас приготовила. Также здесь размещены все методические материалы сегодняшнего мероприятия..

(Вручаю присутствующим диски с материалами семинара).

Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю и вам использовать вышеназванные приемы работы в своей педагогической практике и пополнить вашу методическую копилку советами классному руководителю и активными формами работы с родителями.

(Слайд 14)

V .Рефлексия

    Сегодня я узнал(а), что …

    Мне понравился прием …

    Это я возьму на вооружение …

    Могу предложить …

    Хочу пожелать …

Познание начинается с удивления. Я думаю, что если я вас немножко удивила, то цель моя достигнута и день прожит не напрасно. Я надеюсь, что сегодняшний мастер-класс будет полезен для каждого из присутствующих. Благодарю за сотрудничество.

(Слайд 17)



Публикации по теме