Рабочая программа по экспериментированию в подготовительной группе. Что я слышу – забываю

Дополнительная образовательная программа

по опытно-экспериментальной деятельности

кружка «Любознайка».

Руководитель: Шибарова Т. С., воспитатель

Пояснительная записка

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Основная цель работы

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Познавательные

  • расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
  • формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Формировать коммуникативные навыки.


Кружковая работа направлена на развитие поисково – познавательной деятельности детей 4- 5 лет; на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования обследовательских действий детей необходимо решать следующие задачи:
- Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
- Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
- Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.


1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
Примерная структура занятия-экспериментирования


1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

*внешние стимулы (новизна, необычность объекта) ;

*тайна, сюрприз;

*мотив помощи;

*познавательный мотив (почему так) ;

*ситуация выбора


Предметно-пространственная среда для экспериментирования

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

Книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки:" (зимы, весны, осени), "Ткани".

Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.).



- семена бобов, фасоли, гороха



("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

В центре экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Задачи центра:
развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Приборы и оборудование для мини-лаборатории


1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
5. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

6. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

А также:
- книги познавательного характера для среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки:" (зимы, весны, осени), "Ткани" "Бумага", "Пуговицы"
- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной,

красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Материалы для организации экспериментирования (средний дошкольный возраст)
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.

График работы кружка «Любознайка»:

1 раз в неделю

Среда 15.40 -16.00

Срок реализации: 2015 – 2016 учебный год

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь
1.«Поиграем с солнышком»
Задачи: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
2. «Что в коробке»
Задачи: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
3. «Игры с веерами и султанчиками»
Задачи: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Задачи: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Октябрь.

1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».

Задачи: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус) .

2. «Почему всё звучит?»

Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

3. «Прозрачная вода».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вкус) .

4. «Вода принимает форму».

Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Ноябрь.

1. «Какие предметы могут плавать?»

Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

2. «Делаем мыльные пузыри».

Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.

3.» Подушка из пены».

Задача: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести) .

4. «Воздух повсюду».

Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Декабрь.

1. «Воздух работает».

Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) .

2. « Каждому камешку свой домик».

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности (гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях.

3. «Можно ли менять форму камня и глины».

Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части) .

4. « Свет повсюду».

Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр, искусственные – изготовление людьми (лампа, фонарик, свеча) .

Январь.

1. «Свет и тень».

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

2. «Замёрзшая вода».

Задача: выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

3. «Тающий лёд».

Задача: определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.

4. «Разноцветные шарики».

Задача: получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.

Февраль.

1. «Таинственные картинки».

Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

2. «Всё увидим, всё узнаем».

Задача: познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением.

3. «Песочная страна»

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

4. «Где вода»?

Задачи: выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Март.

1. «Водяная мельница».

Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

2. «Звенящая вода».

Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

3. «Угадайка»

Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

4. «Ловись, рыбка, и мала, и велик»а.

Задача: выявить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Апрель.

1. «Фокусы с магнитом».

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

2. «Солнечные зайчики».

Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .

3. «Что растворяется в воде»?

Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

4. « Что отражается в зеркале»?

Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Май.

1. «Волшебное сито».

Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

2. «Цветной песок».

Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом) ; научить пользоваться тёркой.

3. «Игры с песком».

Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

4. «Фонтанчики».

Задачи: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

Предполагаемый результат:

1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ диалектического мышления.

4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

Список используемой литературы

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» -ООО «ТЦ Сфера», 2001

2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
3. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
4. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
5. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

Предварительный просмотр:

2015 – 2016 учебный год

Воспитатель Шибарова Т.С.

№ п/п

Ф.И. ребенка

.

Баллы

Средний балл

ИТОГО:

Начало года: Высокий уровень _______ детей ______ %; Средний уровень _______ детей ______ %; Низкий уровень _______ детей ______ %.

2015 – 2016 учебный год Диагностическая карта кружка «Любознайка»

Средня группа № 1 Дата _________________

Воспитатель Шибарова Т.С.

№ п/п

Ф.И. ребенка

Активно знакомится со свойствами новых окружающих предметов, стремится эксперементировать

Задает вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т.п.

Уровень развития произвольного внимания, работоспособности

Сравнивает сходные по внешнему виду предметы

Умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого.

Сопоставляет факты пытается сделать выводы из рассуждений .

Баллы

Средний балл

ИТОГО:

Что изучается

Дидактические игры, вопросы упражнения

Критерии оценки

Активно знакомится со свойствами новых окружающих предметов, стремится эксперементировать

3 балла - ребенок увлеченно слушает объяснения педагога на занятиях, с интересом выполняет задания, задает вопросы; проявляет познавательную активность вне занятий.

2 балла - познавательной активности не проявляет; на занятиях задания педагога может выполнять увлеченно, с интересом, но вне занятий интерес пропадает; вопросы задает редко.

1 балл - не проявляет заинтересованности и активности на занятиях; не выражает особого желания, предпочтения заниматься каким-либо видом деятельности; вопросы практически не задает.

Задает вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т.п.

Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время занятий, анализирует детские вопросы

3 балла - часто

2 балла – редко

1 балл - никогда

Уровень произвольного внимания, работоспособности

Наблюдение за ребенком во время занятия и вне их

3 балла - ребенок в течение занятия сосредоточен, активен.

2 балла - ребенок не может длительно удерживать внимание, начинает отвлекаться во второй половине занятия.

1 балл - ребенок отвлекается в процессе всей деятельности

Сравнивает сходные по внешнему виду предметы

Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий

Умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого

Наблюдения за деятельностью детей во время занятий

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий

3 балла - ребенок «слышит» и принимает инструкцию, выполняет задание в соответствии с ней.

2 балла - ребенок «слышит» инструкцию, но затрудняется выполнить задание в соответствии с ней, необходимо уточнение, разъяснение.

1 балл - ребенок не принимает инструкцию к действию. Разъяснение, уточнение инструкции не приносит желаемого результата.

Сопоставляет факты пытается сделать выводы из рассуждений .

Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их

Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время занятий, анализирует детские вопросы

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием

Высокий уровень – 15-18 баллов; средний уровень – 10-12 баллов; низкий уровень – 5-6 баллов.


Татьяна Чепайкина
Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе

Цель : создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя,«ученого».

Для решения поставленной цели реализуются следующие задачи: [

1. Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

Развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);

Расширять представления о физических свойствах окружающего мира:

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

3. Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.

4. Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

b]Новизна программы заключается:

В поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;

В создании специально организованной предметно-развивающей среды.

Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Для выявления уровня познавательного развития детей был использован комплекс психолого - диагностических методик для детей 2 -3, 3-4, 4-5 лет (Методика «Дом животного» - адаптированный вариант методики Векслера, методика «Рыбка» - автор В. В. Холмовская, методика «10 предметов») направленных на оценку восприятия формы, пространственных отношений, развития памяти, мышления, внимания.

Программа разработана для детей 4-5 лет.

Программа рассчитана:

На восемь календарных месяцев, для детей 4-5 лет;

Состоит из 31 тематического занятия, в каждом из которых преследуются свои цель и задачи;

Занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут.

Форма организация детей : подгрупповая

Предполагаемый результат:

Умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы, действовать по алгоритму;

Умение опытным путем доказывать свойства воздуха;

Умение опытным путем доказывать свойства песка;

Умение опытным путем выявлять свойства предметов,массу, размеры;

Расширение знаний об увеличительных приборах;

Умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

Овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Основные направления работы, формы и способы их реализации.

1 Создание предметно-развивающей среды:создание уголка экспериментирования,создание полочки «умных книг» для детей и взрослых.

2 Формирование у детей 4-5 лет навыков эпериментальной деятельности:обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Сентябрь

1.«Свойства мокрого песка»:познакомить детей со свойствами песка, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

2. "Почему все звучит?":подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Октябрь

1."Прозрачная вода. Вода принимает форму. ":выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет вес; принимает форму сосуда, в который она налита.

2. Какие предметы могут плавать?:дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

3. Свет повсюду:показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

4. Можно ли менять форму камня и глины: Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменить ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части.

Ноябрь

1. Где вода?:выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

2. Школа почемучек. :закрепить свойства песка, познакомить детей с увеличительными приборами: лупа, микроскоп, бинокль, телескоп.

3. Что растворяется в воде. :показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

4. Кто живет в воде. :найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособится к жизни в окружающей среде.

Декабрь

1. Увеличительное стекло:познакомить детей с увеличительными стеклами, вспомнить увеличительный прибор – лупу, провести опыты с лупой.

2. Делаем мыльные пузыри. :познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку.

3. Изготовление цветных льдинок. :познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качество воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находиться, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

4. Почему растаяла снегурочка?: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Январь

1. Ловись, рыбка и мала и велика. :выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

2. Узнай все о себе, воздушный шарик. : Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами. Учить устанавливать связи между материалом и способом его использования.

3. Знакомство с микроскопом:закрепить знания об увеличительном стекле. Познакомить с увеличительным прибором микроскопом.

Февраль

1. В мире стекла. :помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

2. Знакомство с биноклем:закрепить свойства увеличительного стекла, познакомить детей с биноклем и подзорной трубой.

3. Воздух повсюду. :обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость.

4. Посадка лука. :расширять представления об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.

Март

1. Что такое телескоп?: Вспомнить все увеличительные приборы, познакомить с телескопом.

2. В мире пластмассы. : Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

3. Тающий лед:определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на воздухе замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находиться.

4. Фокусы с магнитами:выделить предметы, взаимодействующие с магнитами .

Апрель

1. Солнечные зайчики:понять причину возникновения солнечных зайчиков. Научить пускать солнечных зайчиков.

2. Поможем Незнайке вылепить посуду. :расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду.

3. Что отражается в зеркале. :познакомить детей с понятиями «отражение» найти предметы, способные отражать.

4. Волшебное сито:познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.

1. Металл, его качества и свойства:узнавать предметы из

металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

2. Свойства песка, льда и воды. : выявить представления детей о свойствах песка, воды и льда.

Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:

Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.

Буклеты для родителей.

Открытый показ кружковой работы.

Консультация «Детские вопросы – взрослые ответы».

Фоторепортажи о кружковой работе.

Выступления на родительских собраниях.

Утверждаю: заведующий

МБДОУ д/с № 35

Сморкалова Е.С______________

Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности «Почемучка»

2 младшая группа

Руководитель кружка:

воспитатель:

Соловьева Е А.

1. Пояснительная записка

2. Перспективное планирование

3.Список литературы

Пояснительная записка

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю –я понимаю.

Конфуций

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему»»

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощаемой ориентировочно – исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

У детей 3-4 года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы разного содержания;

Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «почему? » и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети трех-четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.

Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Формировать у детей знания о живой и неживой природе.

Развивать инициативу, активность, самостоятельность.

Воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе.

О человеке;

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);

О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д.);

О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);

О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).

Перспективное планирование работы

Период

Название деятельности

Цель

«Прятки» - игры с водой;

Пополнение знаний о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная;

«Волшебная водичка»

Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды.

«Горячо – холодно»

Определение температуры веществ и предметов.

«Льдинки разноцветные, яркие, приметные»

Закрепление одного из свойств воды: замерзает при низких температурах.

«Мороз и солнце день чудесный»

Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

«Ледовая фантазия»

Формирование представлений о свойствах льда (лед – это твердая вода, лед - тает в тепле).

«Ветер, ветер, ветерок»

Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение определять силу ветра.

«Да здравствует мыло душистое»

Расширение знаний о свойствах мыла и его назначением, путем экспериментирования.

«Снег – снежок»

Знакомство с элементарными свойствами снега: холодный, в тепле тает, превращается в воду.

«Следы на снегу»

Пополнение знаний детей о плотности снега.

«Мои глаза»

Формирование представлений о глазах человека, о значении в нашей жизни.

«Носики – курносики сопят»

Формирование представлений детей о носе человека, о его функциях и значении в жизни человека.

«Для чего мне нужен язычок?»

Формирование представлений детей о языке человека, его значении.

«Держим ушки на макушке»

Формирование представлений об органе слуха – ухе.

«Что лучше бумага или ткань»

Знакомство с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами.

«Тарелочка из глины»

Знакомство с глиной, ее качествами и свойствами.

«Бантик из бумаги и ткани»

Закрепление представления о свойствах бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить).

«В гостях у Красной Шапочки»

Закрепление знаний о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве, из которых сделаны предметы.

«Тонет – не тонет»

Закрепление знаний о легких и тяжелых предметах (одни остаются на поверхности воды, другие – тонут.

«Витамины на окне»

Формирование представлений детей о том, что для роста растений нужны вода и свет.

«Весенняя веточка»

Наблюдение за появлением листочков на веточке.

«Что в пакете?»

Знакомство со свойствами воздуха.

«Мыльные пузыри»

Закрепление представлений о свойствах воздуха.

«Живое - не живое»

Формирование представлений о понятии «живое» и «неживое», сравнение живого и неживого по характерным признакам.

Диагностика

Итоговое занятие

Определение эффективности занятий кружка в достижении поставленных задач.

Список литературы

    Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 64 с. (Развитие и воспитание дошкольников)

    Дошкольное воспитание. Методико-педагогический реабилитационный центр « АКОНИТ» г.Москва.1998. – 128 с.

    Воспитатель дошкольного образовательного учреждения,№5. Издательство « Творческий центр Сфера» г.Москва.2014. – 128 с.

    А. И. Иванова « Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Пособие для работников дошкольных учереждений. – М.: Творческий центр Сфера, 2003. – 56 с.

    А. И. Иванова « Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду». Человек. – М.: Творческий центр Сфера, 2005. – 224 с. – (Программа развития).

    А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Мир растений. – М. Творческий центр Сфера, 2004. – 240 с. (Серия «Программа развития»).

анастасия гребенникова
Программа организации кружка по экспериментальной и исследовательской деятельности

1. Пояснительная записка.

2. Цель. Задачи. Ожидаемый результат.

3. Методическое обеспечение программы .

5. Перспективно – тематический план по экспериментированию .

6. Список использованной литературы.

Пояснительная записка :

Детское экспериментирование - основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников .

Ребёнок – исследователь по своей природе . Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире . Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» . Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов , запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит : «Расскажи, и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму» . Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Почему я выбрала эту тему? Я считаю, что уделяется недостаточно внимания в нашем детском саду, а мне бы хотелось глубже вникнуть в её суть. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

– Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

– В процессе развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. вызывает у ребенка интерес к исследованию природы , развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Целью данной программы является :

Создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования .

Задачи :

Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира : знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость) ;

Знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление) ;

Развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)

Формировать у детей элементарные географические представления;

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов

Развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.

Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом .

Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование , беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность . По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности . Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-6 лет. Срок реализации программы 1 год .

Отличительной особенностью данной программы является организация детей старшего дошкольного возраста с учетом особенностей региона, а так же учетом возможностей детей с диагнозом ОНР и ЗПР.

Деятельность проводится во второй половине дня один раз в неделю по 25-30 минут, всего запланировано 36 - на учебный год. Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

Ожидаемые результаты :

В ходе реализации задач по , что дети приобретут :

Навыки исследовательской деятельности

Основными условиями детского экспериментирования являются :

;

Использование разных видов деятельности ;

Взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

Создание развивающей среды (книги, программы , дидактические игры, наглядные пособия и т. д.);

Экологическая грамотность самих взрослых.

Методы и приёмы, используемые при реализации программы

Приёмы организации детей в процессе обучения :

Работа небольшими группами;

Создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации умственной активности детей :

Включение игровых упражнений;

Активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми ;

Выполнение нетрадиционных заданий;

Решение проблемных ситуаций;

Моделирование и анализ заданных ситуаций

Приёмы обучения :

Показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

Пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

Вопросы к детям.

Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием , как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей.

Основные принципы, заложенные в основу работы :

Научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.) ;

Динамичности (от простого к сложному) ;

Интегративности (синтез искусств) ;

Сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей )

Системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)

Преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития» ).

Возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

Наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);

Здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности )

Ожидаемые результаты :

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается , что дети приобретут :

Представления о свойствах веществ

Умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования

Навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать

Расширять знания об объектах и их свойствах

Мониторинг усвоения знаний осуществляется на основе методике Н. А. Рыжовой в начале и конце учебного года. Используется такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей.

Основными условиями детского экспериментирования являются :

Взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т. д.) ;

Использование разных видов деятельности ;

Четкое определение содержания экологического воспитания;

Использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.

Перспективно – тематический план по экспериментированию .

1блок. «Волшебница - Вода» . Сентябрь.

№ Тема Задачи Оборудование

1. «Свойства воды. Плавающая рыбка.» Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды с которыми дети уже знакомы (вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, форму, познакомить с новыми свойствами : вода отталкивает мыльные жидкости. Технологические карты по свойствам воды, прозрачные емкости, красящие вещества, ножницы, средство для мытья посуды, лист картона, водостойкий маркер, стеклянная формочка для выпечки, вода.

2. «Вода – растворитель. Очищение воды.» Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием, закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными материалами. Сосуды разного размера и формы, вода, растворители : стиральный порошок, мука, песок, соль, растительное масло, стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, воронки.

3. «Непотопляемая бумага, бумажная крышка» . Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха, опытным путем дать возможность узнать может ли воздух защитить бумагу от воды. Глубокая миска, бумажная салфетка, вода, стакан, лист бумаги, ножницы.

4. «Круговорот воды в природе» . Опытным путем показать детям круговорот воды в природе, разное состояние воды. Электрочайник, лед, вода, стекло, прозрачные емкости.

2 блок. «Горы, камушки, песок» . Октябрь.

№ Тема Задачи Оборудование

1. «Почему песок так хорошо сыплется.» Дать возможность опытным путем увидеть свойства песка с которыми дети уже знакомы (сыпучесть, при добавлении воды клейкость, познакомить с новыми свойствами : песок может служить двигателем. Емкость с песком, вода, «мельничка» , пустая емкость умеренной глубины.

2. «Песок – природный фильтр» Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) . Прозрачные ёмкости, ёмкости с песком, палочки, лупы, ситечки, полиэтиленовые бутылки.

3. «Какими бывают камни» . Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам Коллекция камней.

4. «Что такое горы? Почему разрушаются горы?» . Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путём показать , как разрушаются камни и горы. Прозрачные емкости, емкости с песком и глиной, картины с изображением горных ландшафтов и песчаных пустынь, коллекция камней, глобус.

3 блок. «Что, как и почему?» Ноябрь.

№ Тема Задачи Оборудование

1. «Как помогает исследованию стекло Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. Лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, семена, листья деревьев, волокна шерсти животных.

2. «Почему предметы движутся» . Познакомить детей с физическими понятиями : «сила» , «трение» ; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. Небольшие машины, пластмассовые или деревянные шары, книги, неваляшка, резиновые, пластмассовые игрушки, кусочек мыла, стекла, микроскопы, листы бумаги, простые карандаши.

3. «Откуда берутся вихри?» Опытным путем дать возможность разобраться, как образуется вихрь. Ножницы, пипетка, гуашь, циркуль, шило, спички, лист картона, вода, глубокая миска, стаканчик, кусочек пластилина.

4 блок. «Воздух - невидимка» Декабрь.

№ Тема Задачи Оборудование

1. «Воздух» . Расширять представления детей о свойствах воздуха : не видим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепит умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. Лед, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи (пробник, ванилин, чеснок, воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насос.

2. «Почему дует ветер?» Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха : горячий – поднимается вверх – он легкий, холодный – опускается вниз – он тяжелый. Рисунок «Движение воздушных масс» , схема изготовления вертушки, свеча.

3. «Почему в космос летают на ракете» . Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. Листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все, что летает» , изображение ракеты.

4. «Подводная лодка» . Опытным путем показать детям, что воздух имеет выталкивающую силу, может держать предметы на воде. Прозрачные стаканчики, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешочки, игрушки и другие предметы плотные полые (пустые внутри, кораблики из пенопласта, сосуд «море» для корабликов.

5 блок. «Звук» Январь.

№ Тема Задачи Оборудование

1. «О дрожалке» и «пищалке» . Познакомить детей с понятием «звук» , выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Ученическая линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички.

2. «Как сделать звук громче» Обобщить представления детей о физическом явлении - звуке : звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. Расчёска с мелкими и крупными зубьями, рупор, слуховая труба, механические часы, блюдце целое и блюдце с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч; музыкальные инструменты, сделанные детьми из бросового материала.

3. «Почему поет пластинка» . Развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детейпри изготовлении соломинки-флейты. Пластика недолго играющая, рупор, карандаши, швейная игла, увеличительные стекла, соломинки для коктейля, ножницы, картинки – алгоритмы действий, проигрыватель для пластинок.

6 блок. «Что такое микроскоп» . Февраль.

№ Тема Задачи Оборудование

1. «Что такое микроскоп?» Познакомить детей с исследовательским прибором - микроскопом, инструментами для работы с микроскопом, рассказать для чего он используется. Микроскоп, прозрачные пластины, чашка Петри, пинцет, скальпель, микрорезка.

2. «Исследуем репчатый лук » . Закреплять приемы работы с микроскопом, познакомить детей с новыми понятиями «Клетка» , «Ядро» , «Вакуоль» , Цитоплазма», «Мембрана» , выяснить : почему от лука плачут. Микроскоп, закрытая пластина, скальпель, головка репчатого лука, бумага и карандаши для фиксации опыта.

3. «Волосы и шерсть» . Опытным путем изучить различия между волосом человека и шерстью животного, уточнить для чего нужны волосы и шерсть. Микроскоп, прозрачная пластина, пинцет, бумага, карандаши для фиксации опыта.

4. «Кристаллизация соли. Сахар в еде» . Опытным путем изучит кристаллы соли и сахара от первоначального вида, до вновь созданных, уточнить применение сахара и соли для жизни человека. Микроскоп, колбочки, флаконы, палочки для смешивания, бумага, карандаш для фиксации опыта.

7 блок. «Детективная лаборатория» . Март.

№ Тема Задачи Оборудование

1. «Исследование обуви » Закреплять навыки работы с микроскопом, умение фиксировать проведение опыта, делать выводы по результатам деятельности . Микроскоп, прозрачные пластины, чистая белая ткань, скальпель, обувь для группы и уличная обувь, бумага, карандаши для фиксации опыта.

2. «Создание базы данных отпечатков пальцев» . Познакомить детей с наукой «дактилоскопия» , инструментами и приборами необходимыми для снятия отпечатков пальцев. Штемпельная подушка, пипетка, небольшое количество воды, набор дактилоскопических карт, увеличительное стекло или лупа.

3. «Снятие отпечатков пальцев с предметов» . Опытным путем изучить методы снятия отпечатков пальцев с предметов. Фаянсовая чашка, угольный порошок, мягкая кисть, скотч, прозрачная пластина, лупа.

4. «Секретное послание» . Показать детям способы написания «невидимыми» чернилами, опытным путем выяснить от чего это происходит. Пробирки, палочка для смешивания, тонкая кисть, лист бумаги, утюг, лимон, молоко, чай.

8 блок. Самостоятельная исследовательская и опытническая деятельность детей . Апрель.

№ Тема Задачи Оборудование

1. «Игры и опыты с водой и воздухом» Закреплять знания детей о воде, умение проводить опыты самостоятельно по технологическим картам и картам фиксации опытов. Все необходимые материалы и оборудование для проведение опытов с воздухом и водой прописанные ранее.

2. «Игры и опыты с песком, почвой, камнями» . Закреплять полученные знания детей о песке, почве, камнях и умения проведения исследовательской и опытнической деятельности . Все необходимые материалы для работы с песком, почвой, водой описанные ранее, макеты рельефа.

В мае проводится диагностика по образовательной области «Познавательное развитие» (программа «Детство» ) по критериям «Естественнонаучные представления» , оформляются выводы, определяются перспективы работы на будущее.

Список использованной литературы :

1. Рыжова Н. А. Наш дом - природа. М.: Карапуз, 2005.

2. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

3. Кларин М. В. Игра в учебном процессе //Советская педагогика. – 2005.

4.«Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников . О. В. Дыбина.

5.«Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» А. Е. Чистякова.

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. 7. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград : Учитель, 2009. – 130с.

8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников . / Под ред. Л. Н. Прохорововй М., 2004

9. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике : обучение на основе исследования , игры и дискуссии, Рига, НПЦ «Эксперимент » , 2005 - 176 с.



Публикации по теме