Проект по работе с родителями "главное - вместе!". Проект
Наташа Парунова
Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду»
ТИП ПРОЕКТА
По доминирующей в проекте деятельности : воспитательно-образовательный.
По числу участников проекта : педагоги, специалисты дополнительного образования, специалисты разных профессий, родители , дети.
По времени проведения : долгосрочный.
По характеру контактов : в рамках ДОУ, родители , дети, микросоциум.
АКТУАЛЬНОСТЬ
На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.
Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями . По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы : одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад , а они хотят видеть по окончании детского сада результат . Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада , третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом . Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто , больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные , к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями , мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.
ПРОБЛЕМА
Неучастие родителей в жизни своего чада , банальное отсутствие како-го-либо представления о том, каким должен быть ""успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.
Помочь родителям стать активным участником воспитания собственного ребенка призван психолого-педагогический проект "Нетрадиционные формы работы с родителями » МДОАУ № 17.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между родителями и ребенком в семье ;
Психолого-педагогическая помощь родителям воспитанников МДОАУ в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка, овладении эффективными способами и приемами установления отношений оптимистического сотрудничества с матерями и детьми в семье.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Установление контакта с родителями для близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни ДОУ.
Апробирование новых нетрадиционных форм работы с семьёй , как фактора позитивного развития ребёнка.
Помочь родителям устранить недопонимание эмоционально- потребностей сферы ребёнка через совместную игровую творческую познавательную деятельность.
Знакомство с культурными маршрутами в городе, организацией занимательного развивающего досуга с детьми;
Сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в решении задач образовательной программы ДОУ по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей в детском саду .
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С родителями ВОСПИТАННИКОВ
1. Информационно - аналитические
Анкетирование;
Тестирование;
Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок» .
2. Наглядно-информационные формы
Сайт ДОУ и педагогов;
Выпуск семейных стенгазет;
Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей ;
Фотовыставки;
Семейные презентации;
Нетрадиционные дни открытых дверей .
3. Познавательные.
Нетрадиционные родительские собрания ;
Информационно -практические занятия «Школа родителей ";
Маршруты выходного дня или экскурсии;
Совместная работа по тематическому плану проектам ;
Круглый стол.
4. Досуговые.
Совместные праздники, досуги, развлечения;
Совместные спартакиады;
Семейный театр;
Участие родителей в конкурсах , выставках
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта .
2. Анкетирование родителей .
3. Календарно-тематические планы в рамках проекта .
4. Разработка методических материалов для реализации проекта .
II ЭТАП - ОСНОВНОЙ ТЕКУЩИЙ
1. Разработка конспектов мероприятий и их проведение.
2. Реализация планов взаимодействия участников проекта .
III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Анализ проделанной работы . (Родительское собрание )
2. Презентация лучшего опыта семейного воспитания.
3. Фотосессия, интервьюирование родителей , публикации в СМИ.
СДЕРЖИВАЮЩИЕ СИЛЫ
Повышенный уровень тревожности, связанный с отсутствием практического опыта в воспитании детей дошкольного возраста, отсутствие у родителей коммуникативных навыков.
УСТРАНЕНИЕ РИСКОВ
Развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности.
СТОРОННИКИ ПРОЕКТА
2. Педагоги.
3. Специалисты.
4. Родители .
5. Администрация.
6. Общественность.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
2. Педагоги.
3. Специалисты.
4. Родители .
РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
1. Человеческие (дети, педагоги, специалисты, родители ) .
2. Материальные (оборудование, пособия, канцелярские товары, ТСО) .
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Апробировав проект , мы ждем определенных результатов :
У родителей – должны сформироваться доверительные , партнерские отношения с детьми и педагогами;
Активизироваться деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;
Участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей .
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2011 -2012 уч. год
участников
1. Семинар – практикум «Основы семейного права»
Родители
Педагог – психолог
Юрист – консультант по семейному праву
2 Конкурс поделок «Дары природы» Воспитатель
родители
3 Тренинг «Давайте познакомимся!» Педагог – психолог
родители
4 Родительское собрание «Мастер класс» Родители
5 Анкетирование «Какой я родитель ?» Родители
Педагог – психолог
6 Семейный театр Воспитатель
родители
7 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Тренер спортшколы
Экскурсовод
8 Семинар – практикум «Знаю ли я своего ребенка?»
Педагог – психолог
Врач – невролог
Учитель – логопед
Инструктор по физической культуре
9 «Зов джунглей» Воспитатель
родители
10 Конкурс рисунков «Моя семья» Физкультурный работник , воспитатели, родители
11 Родительское собрание «Копилка семейных советов» Воспитатель
родители
12 Опрос «Чем интересен детский сад » Воспитатель
родители
13 Выпуск семейной стенгазеты «Здоровье малышей» Воспитатель
родители
14 Мультимедийная презентация «Мы с папой любим спорт» Воспитатель
родители
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2012 -2013 уч. год
участников
1. Родительское собрание «Родитель , ребенок, детский сад » Воспитатель
родители
2 Семинар – практикум «Давай поговорим!» Учитель СОШ
Юрист, врач.
Специалисты разных профилей
3 Анкетирование «Семейное воспитание» Педагог-психолог родители
4 Конкурс рисунков «Как мы отдыхали летом» Воспитатель
родители
5 «Веселые старты» Физкультурный работник , воспитатели, родители
6 Мини – сочинение «Мой ребенок» Воспитатель
родители
7 Фотовыставка «Моя дружная семья» Воспитатель
родители
8 Опрос «Воспитатель глазами родителей » Воспитатель
родители
9 Выпуск семейной стенгазеты «Здоровые дети в здоровой семье» » Воспитатель
родители
10 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Тренер спортшколы
Экскурсовод
11 Семинар – практикум «Мастер класс» Воспитатель
родители
12 Родительское собрание «Эстетическое воспитание» Воспитатель
родители
13 Мультимедийная презентация «Как я воспитываю своего сына (дочку) » Воспитатель
родители
14 Конкурс поделок из одноразовой посуды» Воспитатель
родители
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2013 -2014 уч. год
участников
1. Родительское собрание «Педагогическая лаборатория» Воспитатель
родители
2 Конкурс рисунков «Берегите природу» Воспитатель
родители
3 «Мама, папа, я спортивная семья» Физкультурный работник
4 Анкетирование «Хорошо ли я знаю своего ребенка» Педагог-психолог родители
5 Семинар – практикум «Если ребенок плохо говорит» Воспитатель
родители
6 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Физкультурный работник , воспитатели, родители , экскурсовод
7 Творческий конкурс «Эскиз участка детского сада » Воспитатель
родители
8 Фотовыставка «Как мы отмечаем семейные праздники» Воспитатель
родители
9 Опрос «Вас устраивает меню в детском саду » Воспитатель
родители
10 Мини сочинение «Наши семейные ценности» Воспитатель
родители
11 Выпуск семейной стенгазеты «Путешествие в Олимпию» » Воспитатель
родители
12 Семинар – практикум «Умные игры» Воспитатель
родители
13 Спартакиада Воспитатель
родители
14 Родительское собрание «Ток – шоу здоровая семья» Воспитатель
родители
15 Мультимедийная презентация «Где бывали? Что видали?» Воспитатель
родители
16 Конкурс поделок «Ёлочка красавица» Воспитатель
родители
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2014 -2015 уч. год
участников
1. Семинар – практикум «Чем занять ребенка дома» Воспитатель
родители
2 Спортивные игры» (шашки, шахматы, спортивные игры - соревнования) Физкультурный работник , воспитатели, родители
3 Анкетирование «Интересы семьи» Педагог-психолог родители
4 Родительское собрание «Развиваем самостоятельность» Воспитатель
родители
5 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Физкультурный работник
Экскурсовод
6 Выпуск семейной стенгазеты «Новогодняя открытка» Воспитатель
родители
7 Презентация «Моя семья» Воспитатель
родители
8 Конкурс рисунков «День победы» Воспитатель
родители
9 Фотоконкурс «Масленица» Воспитатель
родители
10 Опрос «Чтобы вы хотели увидеть нового в детском саду » Воспитатель
родители
11 Семинар – практикум «Ролевая игра в воспитании ребенка» Воспитатель
родители
12 Родительское собрание «Кнут и рпяник» Воспитатель
родители
13 Мультимедийная презентация «Моя профессия» Воспитатель
родители
14 Конкурс поделок «Пасхальное яйцо» Воспитатель
Ольга Крылова
Проект по работе с родителями «Главное-вместе!»
Проект по работе с родителями «Главное – ВМЕСТЕ !»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представлю сегодня свой опыт работы . Педагогический проект по работе с родителями воспитанников 1 младшей группы «Главное – вместе !»
АКТУАЛЬНОСТЬ
На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.
Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями . По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы : одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада , третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто , больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные , к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями , мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.
ПРОБЛЕМА
Неучастие родителей в жизни своего чада , банальное отсутствие какого-либо пред-ставления о том, каким должен быть ""успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения услышать и понять друг друга.
Как заинтересовать родителей в совместной работе ? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, со всеми участниками образовательного пространства?
В связи с этим, я разработала и реализовала проект , который называется «Главное - ВМЕСТЕ » !
Цель проекта : вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско- родительских отношений .
Каковы же цели-ориентиры для педагогов детского сада?
Цели – ориентиры для педагогов детского сада :
Воспитание уважения к детству и родительству ;
Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей ;
Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми ;
Установление доверительных и партнерских отношений с родителями ;
Объединение усилий для развития и воспитания детей;
Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей;
Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.
Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников) :
Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.
Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.
Наполнение жизни семьи созидательной энергией.
И задачи проекта представлены на слайде. 8 слайд :
Для реализации поставленных задач я разработала программу сотрудничества «»
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ детский сад №6 «Родничок» в специально организованной деятельности :
Совместной деятельности педагога и ребенка;
Совместной деятельности педагога, ребенка и семьи;
В самостоятельной детской деятельности;
В условиях проведения активной методической работы .
При подготовке проекта я использовала следующие методические пособия (они представлены на экране, и, конечно же широко распространённые интернет-ресурсы : маам. ру., нспортал, первое сентября, открытый урок и др.
Итак, подробнее о ходе реализации проекта . Проект реализовывался в 3 этапа : подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе (Август - сентябрь) с помощью анкетирования были опрошены родители . Цель анкетирования : изучение отношения родителей к образовательному процессу в семье и в детском саду. Анкета анонимная. Результаты анкетирования родителей следующие :
Всего участвовало : 25 семей. Анкетирование показало, что 71% родителей полностью устраивают : комфортные условия пребывания детей в ДОУ : достаточная обеспеченность развивающими игрушками, игровым оборудованием, безопасные условия пребывания детей в детском саду. Большинство родителей (70%) считают, что работа по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей ведется на достаточном уровне. 81% родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей группы.
Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОУ можно считать удовлетворительным. С целью укрепления этой взаимосвязи необходимо разнообразить формы работы с родителями , направленные на активизацию их участия в ходе воспитательно – образовательного процесса.
В родительские уголки была размещена информация о начале реализации проекта «Главное – ВМЕСТЕ !» в виде приглашения родителей с просьбой принять активное участие. Я занялась изучением научной и методической литературы по теме проекта . Составила календарно-тематические планы в рамках проекта . Разработала методические материалы для его реализации.
12 - 13 слайды
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по нескольким направлениям. Для этого я взяла за основу классификацию формы взаимодействия с семьей, автор Кротова.
Коллективные :
работа : вечера вопросов и ответов; «круглый стол» с участием родителей ; групповые собрания родителей ; тематические консультации; общие собрания, педагогические беседы с родителями .
Лекционно - просветительская работа : лекции специалистов ДОУ; занятия для родителей в библиотеке ДОУ ; беседа со специалистами; «круглый стол» с участием родителей .
Практические занятия для родителей : дни открытых дверей; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей ; выставки семейных рисунков, фотографий, коллекций; участие в работе родительского комитета .
Совместная работа родителей , детей, педагогов : экскурсии, походы; традиции, развлечения, семейные встречи; семейные праздники : День матери, Новый год, 8 марта, семейные клубы, мастерские.
Индивидуальные :
Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком : введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка, коллективные творческие дела.
Наглядно – информационные :
Консультативно - рекомендательная работа : уголок для родителей , выставка психолого - педагогической литературы; папки- передвижки; папки- раскладушки; газета для родителей ; библиотечки для родителей ; доска объявлений.
Практические занятия для родителей : дни открытых дверей, школы для родителей , тематические выставки, конференции, визиты в группу.
Совместная работа родителей , детей, педагогов : мастерские, введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка, выставка детских работ , беседы с детьми, участие в совместных проектах .
Основной этап (Октябрь-Апрель) . В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей . Необходимо отметить, что тематика родительских собраний варьируется в зависимости от социального запроса родителей .
Данный этап реализации проекта включает в себя как специально организованные занятия (НОД, так и другие виды деятельности : беседы,
чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с детьми.
В соответствии с тематикой моего проекта была организована игровая деятель-ность :
1. Дидактические игры : «Разложи правильно» и другие.
2. Сюжетно – ролевые игры : «Дочки – матери» , «Мой дом» , «Мама
ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми» , «Семья едет в отпуск» ,
«Семья путешествует» , «Мамины и папины помощники» , , «Еду с папой на машине» , «В гости к бабушке» , «Мастерим вместе с дедом» .
3. Словесные игры : «Назови по образцу» , «Назови ласково» , «Скажи со словом «мама» , и т. д.
Познавательная деятельность :
1. Рассматривание картин, иллюстраций о семье.
2. Беседы на тему с детьми : «Мои родные» , «Любящие родители » , «Моя семья» «Мамочка любимая моя» , «Хорошо с мамой рядом» , «Кому я благодарен» «Мой дом - моя крепость» , «Я и моё имя» , «Я - маленький и Я – взрослый» , «Я и мои друзья» , «Бабушка рядышком с дедушкой…» , «Как на нашей улице…» , «Как вы отдыхали летом» , «Что такое дружба?» , «Волшебные дома : Дом Доброты, Дом Ума, Дом Силы» , «Чего я боюсь» , «Хорошо дарить подарки!» , «Что значит любить (дружить, дарить, отдавать) бескорыстно»
Беседы на тему с родителями :
«Установление партнерских отношений, выявление проблем в воспитании и развитии детей»;
«Адаптация ребенка к условиям детского сада» ;
«Особенности развития ребенка 2-3 лет» ;
Буклет «Безопасный Новый год» ,
Консультация и беседа «Роль семьи в воспитании детей» ,
Консультация, беседа» Что нужно, чтобы ребенок был счастлив?», Консультация, беседа. «Золотые правила воспитания» ,
Консультация, беседа «Мама и папа в жизни ребенка» . Или разница в воспита-нии.
3. Д/и : «Поможем кукле выбрать покупку» ;
«Транспорт» Игровая ситуация.
Художественно- эстетическая деятельность :
1. Рисование : «Моя семья» , «Я в детском саду» (совместно с родителями ) .
2. Фотоколлаж : «Семейный сад» .
3. Слушание песен о семье.
4. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности.
Были организованы :
1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления местом родителей детей )
2. Экскурсии на кухню д/с_ место работы мамы
3. Сюжетно ролевые игры : «Дочки – матери» , «Мой дом» , «Мама ведёт детей в детский сад» , «Папа играет с детьми» , «Семья едет в отпуск» , «Семья путешествует» , «Мамины и папины помощники» , «Мама, папа и я – дружная семья» , «Еду с папой на машине» , «В гости к бабушке» , «Мастерим вместе с дедом» .
4. Игры с напольными пособиями :
Заключительный этап включает в себя : анализ проделанной работы Итоговое родительское собрание «Вот и год прошел» . Презентация проекта на педагогическом совете. Награждение участников проекта в различных номинациях. Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ. Подведение итогов работы над проектом , определение перспектив.
В ходе проекта мы тесно сотрудничали с родителями .
Материал в уголок родителей «Моя семья» .
Консультация для родителей «Что мы знаем о родительской любви » .
Индивидуальные беседы с родителями на тему психолого- педагогическое воспитание.
Организация Фотоколлаж, составление родословной «Семейный сад» ; выставки рисунков совместного творчества на тему «Я в детском саду» , участие в интернет конкурсе «Снейл» - генеалогическое древо.
19, 20 – 21 слайд
На слайдах видна тесная взаимосвязь по тематике нашего проекта всех 5 образовательных областей.
22 слайд – 23 слайд
Выводы по проделанной работе :
Показатели результативности проведенной работы : На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложились дружеские отношения с родителями . Использование разнообразных форм работы с родителями дало необходимые результаты : у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей; изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, увеличился рост их педагогических интересов и знаний; родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; вырос рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активности; в участие в конкурсах, досугах, праздниках; пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе ; проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.
Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.
25, 26, 27, 28 слайд.
Участие в снейле
В проекте «Главное – ВМЕСТЕ !» изложенный выше практический материал из опыта работы , необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.
Реализация задач работы с родителями с помощью метода проектов позволила определить его значимость : обучение шло без напряжения, не вызывало у детей утомления и состояния тревожности, а качество усвоения знаний и представлений о семье было максимальным, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.
ПРОЕКТ "Активное взаимодействие с родителями"
1. Актуальность проблемы
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Задача педагога – заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы.
Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: .
С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия ДОУ с родителями.
Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования.
Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов межу педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.
Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность своих педагогических возможностях.
2. Анализ ситуации в группе
На сегодняшний день ситуация по данной проблеме:
70% родителей активно участвуют в образовательном процессе
30% родителей не активно участвуют в образовательном процессе
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято» .
Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие диалогических отношений «педагог – семья» . В общении педагогов с родителями происходит в монологической ориентации. От такого общения родитель мало идет на контакт с педагогом.
Любая инициатива педагога, обращаясь к родителям, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми. В организации работы с родителями – использование современных методов общения (игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения) . Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активным в воспитании ребенка.
Анализ практики показывает, что новизна использования различных активных методов общения с родителями все больше связывается с применением игрового моделирования различных проблемных ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком.
Информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п.
Также, общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через газеты, организацию выставок.
3. Цели и задачи проекта:
Цель: способствовать активному участию родителей в образовательном процессе
Задачи:
- Разработать план совместной работы воспитателей, специалистов, родителей для обеспечения благоприятной адаптации к условиям детского сада.
- Разработать программу проекта по организации взаимодействия с родителями, по закаливанию.
- Усовершенствовать развивающую среду
- Ожидаемый результат:
Реализация данного проекта позволит увеличить количество семей, которые будут активно участвовать в образовательном процессе.
Сроки реализации: 1 учебный год.
5. Программа проекта
I этап – Разработка плана совместной работы воспитателей, родителей для обеспечения благоприятной адаптации к условиям детского садика.
II этап – Разработка плана объединив усилия семьи и детского сада в сохранении и укрепления здоровья ребенка.
III этап – Совершенствование и пополнение развивающей среды с целью создания условий для развития активности педагогов и родителей в образовательном процессе
6. План реализации программы проекта
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Сыктывкара
Проект разработали воспитатели Канева Юлия Васильевна, Гичева Валентина Павловна
Сыктывкар, 2013
- Актуальность проблемы……… ……………………………………
- Анализ ситуации в группе ……………………………………………
- Цели и задачи проекта ……………………………………………………
- Ожидаемые результаты …………………………………………………
- Программа проекта ……………………………………………………
- План мероприятий по реализации программы проекта ……………
- Список используемой литературы …………………………………
- Приложения………………………………………………………………
Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области
«Тульский педагогический колледж»
(ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж»)
Проект совместной деятельности воспитателей и родителей (краткосрочный)
На тему: « Вместе дружная семья – детский сад, родители и я »
Во второй младшей группе «Колокольчик»
Составила и провела воспитатель:
Татарчук Наталья Владимировна
Тула 2017
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л. Н. Толстой
Нужно помнить, что будущее создается сегодня! С семьи начинается всё. От ее благополучия, успехов и развития зависит развитие города, региона, страны. Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче.
Семья для ребёнка – источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение и становление. И задача воспитателя детского сада - донести эту мысль до родителей.
Актуальность.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Вопрос о сотрудничестве родителей и детского сада особенно актуален, так как семейное воспитание претерпевает значительные изменения. В современном мире родители вынуждены зарабатывать деньги, а дети остаются в стороне.
Данный проект направлен на сплочение детского коллектива и ребенка с семьей.
Дошкольный возраст – первый этап в формировании у детей чувства коллективизма.
B. А. Сухомлинский подчеркивал, что коллектив – это сложное сочетание неповторимых индивидуальностей; чем выше уровень развития каждого члена коллектива, тем интереснее коллектив в целом. «Воспитывающая сила коллектива, – по мнению В. А. Сухомлинского, – начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди».
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Цель:
Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс через совместную деятельность педагогов, детей и родителей; проведение итогового мероприятия: «Вместе веселее»; проведение выставки семейных стенгазет на тему: «Моя семья».
Задачи:
- формирование у детей первоначальных представлений о семье.
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами;
- развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей;
- повышать педагогическую компетентность родителей.
Методы использованные в реализации проекта:
Познавательно-игровые занятия, беседы, совместные игры, чтение художественной литературы; дидактические, подвижные, пальчиковые игры; рассматривание иллюстраций на тему: «Моя семья»; творчески – продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование); работа с родителями.
Тип проекта: познавательно - игровой
Планируемые результаты:
- дети узнают больше о своей семье, о членах семьи.
- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий,
Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
Повышение уровня педагогической компетентности родителей.
Участники проекта: дети второй младшей группы, семьи обучающихся, педагоги.
Место проведения: МКДОУ с. Воскресенское вторая младшая группа «Колокольчик»
Срок реализации проекта: 2 недели.
Образовательные области: познание, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое, социально – коммуникативное развитие.
Формы реализации: занятия, беседы, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные, пальчиковые игры; рассматривание иллюстраций и картин на тему: «Моя семья»; творчески – продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование); работа с родителями.
Конечный результат:
Этапы работы:
- Подготовительный
- Разработка проекта по направлению «Семья». Планирование работы с детьми, родителями.
- Подборка стихов о семье
- Подборка загадок про маму и папу, дедушку и бабушку
- Подбор дидактических игр, сюжетно-ролевых игр
- Информирование родителей о выставке семейных стенгазет на тему: «Моя семья».
- Подбор атрибутов для сюжетно – ролевых игр: «Кукла Катя заболела», «День рожденье у Мишутки»; для театра на столе по сказке «Репка»
- Практический.
«Социально – личностное развитие»
Социализация: формирование семейной принадлежности, развивать атмосферу тепла, любви и дружбы.
Игровая деятельность: формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников; обучение детей реализации игрового замысла.
«Познавательно – речевое развитие»
Познание: закреплять и расширять представления детей о семье.
Коммуникация: продолжать развивать речь, как средство общения; развивать умение устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками.
Чтение художественной литературы: формировать умение внимательно слушать стихотворения; формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
«Художественно – эстетическое развитие»
Художественное творчество: совершенствовать навыки и умения детей в лепке, рисовании; развитие детского творчества.
- Заключительный
Изучение анализ результативности работы.
Оформление выставки семейных стенгазет: «Моя семья»
Итоговое мероприятие: «Вместе веселее»
Презентация проекта
Памятка для родителей «Родительские заповеди»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Памятка для родителей « О воспитании доброты в детях»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод
У детей повысились знания касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду. Многие предлагают свою помощь, а некоторые иногда проявляют свою инициативу в организации групповых дел.
Совместная деятельность способствует укреплению отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями.
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат.
Непосредственная образовательная деятельность | Совместная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей в предметно-пространственной развивающей среде | Взаимодействие с родителями |
1. Рисование. НОД |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 53»
г. Майкоп
«Новые подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников»
г. Майкоп 2014г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта: «Новые подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников».
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.
Цель проекта: повышение активности родителей через приобщение к участию в жизни детского сада и использование актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ.
Задачи проекта:
Приобщать родителей к участию в жизни детского сада.
Установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников;
Создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение совместных мероприятий для всех участников проекта;
Развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.
Объединить усилия для развития и воспитания детей;
Активизировать воспитательные возможности родителей;
Повысить педагогическую культуру родителей.
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.
Сроки реализации проекта : 2013-2014 год.
Предполагаемый результат:
создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности;
появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
повышение уровня педагогической компетентности родителей;
увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
Идея проекта:
Проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. В связи с этим и возникла идея создания проекта, основу которого составили совместные мероприятия в ДОУ.
Новизна проекта заключается в использовании новых подходов к организации взаимодействия с семьями воспитанников, позволяющих формировать позитивное отношение родителей к детскому саду, помогающие преодолевать родительское сопротивление и активизировать взаимоотношения родитель-ребенок.
Этапы работы:
I. Подготовительный этап (сентябрь 2013г.)
Педагогическая деятельность:
Анкетирование родителей на предмет социального заказа;
Планирование и разработка плана совместных мероприятий;
Составление сценариев мероприятий;
Разработка положения о конкурсе.
Взаимодействие с родителями:
Обсуждение сценариев;
Обсуждение общих вопросов на родительском собрании и в индивидуальных беседах, связанных с организацией мероприятий;
Работа с детьми:
Чтение художественных произведений;
Заучивание стихов и текстов;
Разучивание песен и танцев;
Рассматривание иллюстраций;
Предварительная работа в соответствии с тематиками мероприятий;
В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей.
Педагогическая деятельность:
Оформление коллективных пригласительных открыток на мероприятия;
Создание условий для успешной реализации мероприятий;
Обеспечение сотрудничества родителей и педагогов ДОУ;
Взаимодействие с родителями:
Выбор жюри;
Участие родителей в подготовке и проведении мероприятий:
в оформлении групп;
в изготовлении костюмов для детей и реквизитов.
Фото и видео съемка мероприятий;
Практическая деятельность совместно с детьми.
Работа с детьми:
Конкурс на лучшую поделку «Осенний калейдоскоп»;
Фотовыставка «В нашем во садочке выросли цветочки»;
Утренник «Осенняя ярмарка»;
Утренник «Новогодние приключения»;
Развлечение «День защитника Отечества»;
Праздник-развлечение «Широкая масленица»;
Праздник- развлечение «Любимым бабушкам и мамам»;
Развлечение «В царстве Нептуна».
III. Заключительный этап (май)
Подготовка к презентации.
Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители).
Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.
Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
Риски:
Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.
Участие одних и тех же семей в мероприятиях ДОУ.
Критерии эффективности:
Рост посещаемости родителями мероприятий.
Согласованность действий педагогов и родителей.
Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.
Заинтересованность родителей.
Преобразующий характер проекта.
Положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.
Продукты проектной деятельности:
Фото и видео материалы.
Новые разработки, сценарии мероприятий.
Проектная папка.
Декорации, костюмы.
Актуальность.
Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
Термин «взаимодействие» (по мнению Т.А. Марковой) рассматривается как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания на основе единого понимания. В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Педагогу дошкольного учреждения важно понимать, что сотрудничество предполагает взаимные действия, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние.
В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.
По мнению специалистов, родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольной образовательной организации, следовательно, деятельность педагогов должна основываться на интересах и запросах семьи. В связи с этим современным дошкольным образовательным учреждениям необходимо ориентироваться на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Необходимо менять существующую традиционную практику работы с родителями воспитанников, при которой семье демонстрировалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта. При взаимодействии социальных институтов (семья и детский сад) важно учитывать дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Задача детского сада признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.
Вся работа с родителями воспитанников предполагает доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, корректное обращение. Ежедневное проявление интереса, доброжелательное взаимодействие располагает к себе и значит больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Исходя из требований настоящего времени создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, признание и становление родителей полноценными участниками образовательного процесса должно стать главной целью современного дошкольного учреждения. Достижение высокого качества в развитии, удовлетворение интересов родителей и детей, создание этого единого пространства возможно только при условии разработки системы взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на партнёрстве.
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия.
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга. Ориентация ФГОС на гуманизацию дошкольного образования исключает стереотипы традиционного педагогического мировоззрения, где главным ориентиром было проведение занятий, формирование знаний, умений и навыков, которые педагог «навязывал» ребёнку, а ребёнок должен был их продемонстрировать, «отчитаться» в том числе и перед родителями. Сущность гуманизации образовательного процесса состоит в создании таких форм, методов и средств организации образовательного процесса, которые обеспечат бережное развитие и саморазвитие индивидуальности ребёнка - его познавательных процессов, личностных и духовных качеств в активном взаимодействии со взрослыми, в том числе и с наиболее значимыми для ребенка взрослыми – его родителями. Включенность родителей в процесс подготовки и проживания ключевых событий детсадовской жизни на основе партнерства, соучастия и сотворчества – важная задача реализации Стандарта.
Разработка ФГОС дошкольного образования выявила противоречие, сложившееся в образовательной практике между «традицией» в проведении праздников, развлечений, др. досуговых мероприятий и требованиями времени, которые предъявляются к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях, где приоритет отдаётся инициативе ребёнка, его свободе в реализации себя через учет его интересов, способностей и потребностей, проявление творчества.
Праздники - важная составляющая образовательного процесса, оказывающая исключительное влияние на становление культуры ребёнка, его успешной социализации. Праздник - это явление, которое признаётся важным в общественном сознании вследствие его значения для судьбы страны и духовной жизни человека. В основе праздника лежат события, закреплённые идеологией или традицией. Исследователи (Г.М. Науменко, А.А. Некрылова, О.П. Радынова и др). отмечают двойственное значение праздника: сам, являясь частью культуры, он влияет на её развитие, а также вбирает в себя ценности, наполненные культурой. Культура праздника, считает известный специалист по детской игровой культуре С.А. Шмаков, слагается из разных культур: культуры слова, движения, игры, моды, костюма, этикета, обычая, ритуала. Праздник - узловое событие в жизни дошкольной образовательной организации. Он ценен своим переживанием. Причём таким переживанием, которое можно разделить: со своими родителями, а родителям со своим ребёнком, с родителями других детей, с воспитателями, с другими детьми.
Поэтому ключевой составляющей организации и проведения праздника является установка на активное участие всех (взрослых и детей). Естественное, свободное, не заорганизованное участие в праздничном действе родителей радует детей, и доставляет большое удовлетворение родителям: они знакомятся с развитием детей, проникаются общим делом, заряжаются весельем и радостью. Происходит становление детско-взрослого сообщества. Атмосферу праздника, его смысл необходимо сделать предметом проживания ребенком, его прочувствования совместно с родными и далее, дома.
Основная идея заключается в пробуждении желания у взрослого и ребёнка узнавать и открывать самого себя в процессе взаимодействия во время праздников, развлечений и других совместных мероприятий, становлении и обогащении собственной картины мира, умении воспринимать основную идею события.
Поэтому возник вопрос, как сформировать у родителей навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, сделать их в соответствии с Законом РФ «Об образовании» не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.
Описание проекта
Направления работы ДОУ по вовлечению родителей в совместную деятельность.
I. Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Целью информационно – аналитической и диагностической деятельности является создание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; стратегии развития учреждения.
II. Познавательное направление.
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду обеспечивается педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, медицинская сестра).
Кадры | Родители | Дети |
Просветительская деятельность: Вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей; Вопросы воспитания детей дошкольного возраста; Формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях. Организационно-педагогическая деятельность: Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы и др. | Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ. Просветительская деятельность через наглядную информацию: информационные стенды; 3. Просветительская деятельность через обучающую деятельность:
4 . Ознакомление родителей с правилами безопасности детей во время проведения летне-зимнего отдыха. | Социально-нравственное и познавательное развитие:
|
При планировании и организации взаимодействия с семьями воспитанников педагоги используют преимущественно формы работы, предполагающие активное участие родителей:
Родительские собрания;
Консультации;
- выставки детских творческих работ, изготовленных на НОД, а также вместе с родителями;
- Дни добрых дел (подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования, «Поделись своей добротой»);
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотовыставок;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- беседы с детьми и родителями («Как правильно одеваться», «Правила чистки зубов», «Режим дня в выходные дни»);
Родительский уголок.
Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания, а также режим дня группы, расписание НОД, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок
дня, объявления различного характера;
материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье (в
них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей).
Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.
III. Организационно-методическая деятельность.
В целях повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Кадры | Родители | Дети |
1. Организация культурно-массовых мероприятий. 2. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала. | Вовлечение родителей в педагогический процесс: совместное проведение праздников планирование и совместная работа на родительских собраниях; помощь в организации досуговой деятельности; совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги); участие в творческих конкурсах и выставках детско-родительских работ («Осенний калейдоскоп», «В нашем во садочке выросли цветочки»); привлечение родителей к работе по благоустройству прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; | Вовлечение детей в творческий процесс: участие в культурно-массовых мероприятиях; участие в выставках детско- родительских творческих работ (рисунки, поделки); совместное участие с родителями в подготовке и проведении совместных мероприятий в ДОУ |
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
На наш взгляд, это самая эффективная форма работы с родителями. Организовывая одновременно с детьми и родителями праздники, совместные развлечения и досуги, мы решаем поставленные задачи сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединяем усилия для достижения положительных результатов.
Оригинальность досуговых мероприятий заключается в том, что их подготовка проводится совместно с творческой группой родителей, детей и воспитателей. Родители здесь выступают как активные участники. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. При подготовке мероприятий каждый родитель проводит большую индивидуальную работу со своим ребёнком: разучивает с детьми стихи, читает сказки, готовит сказочные костюмы и атрибуты для инсценировок, участвует в оформлении групп. Такие мероприятия замечательны еще и тем, что они вызывают интерес родителей, способствуют их сплочению, приобретению опыта партнерских отношений. Проведенное с детьми время на совместных досугах помогает межличностному общению и взаимопониманию.
Сплочению педагогов, детей и родителей также способствовали конкурсы детско-родительских поделок, а также оформление фотовыставки «В нашем во садочке выросли цветочки». Участие семей в таких мероприятиях не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: готовят вместе с детьми интересные поделки, собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Мы были рады помочь и, конечно, поощрить их за совместную работу. Это, своего рода, стимул для родителей.
Таким образом, учитывая интересы родителей и используя в своей работе методы активизации родительского потенциала, помогающие установить партнерские взаимоотношения в вопросах воспитания и развития детей, можно сделать вывод, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогом процесс воспитания и развития детей позволяет значительно повысить его эффективность.
Нами были подготовлены и проведены в такой форме совместные мероприятия:
Мероприятия | Сроки | Участники |
|
Конкурс на лучшую поделку «Осенний калейдоскоп» | Совместная творческая работа родителей и детей | ||
Утренник «Осенины» | Родители, дети, воспитатели |
||
Утренник «Казачьему роду нету переводу!» | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, воспитатели |
|
Утренник «Новогодние приключения» | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, воспитатели |
|
Развлечение «День защитника Отечества» | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, воспитатели |
|
Праздник-развлечение «Широкая масленица» | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, воспитатели |
|
Праздник- развлечение «Любимым бабушкам и мамам» | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, воспитатели |
|
Фотовыставка «В нашем во садочке выросли цветочки» | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, старший воспитатель, воспитатели |
|
Развлечение «В царстве Нептуна» | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, воспитатели |
Результативность проекта
Результатом работы по проекту являются следующие показатели: повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом, увеличение количества родителей, посещающих родительские собрания, повышение степени удовлетворенности родителей работой ДОУ.
Уровень участия родителей в мероприятиях ДОУ в 2012 - 2013г.
Уровень участия родителей в мероприятиях ДОУ в 2013 - 2014г.
Повышение степени удовлетворенности родителей работой ДОУ:
Таким образом, анализ анкет показывает, что степень удовлетворенности родителей воспитанников работой ДОУ выросла на 13%. Мы наблюдаем заинтересованность взрослых в жизни ребенка, активизацию их родительского потенциала. Критерием эффективности использования различных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к жизни группы, к занятиям детей, активное участие в родительских собраниях. Родители научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, родители все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОУ. Все это является достаточно высоким показателем эффективности организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ.
Список литературы:
Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: Сфера, 2009.
Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. Минск,1997.
Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие. – М.: Академия, 1999.
Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2011.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: Взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: Сфера, 2007.
Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду. Практическое пособие. – М.: АЙРИС-пресс, 2009.
Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия. – Волгоград: Учитель, 2009.
Журнал «Дошкольная педагогика»/ Сентябрь /2012.