Проект по здоровьесбережению «За здоровьем в детский сад. Проект «Система работы по здоровьесбережению в ДОУ
Проект по здоровьесбережению для детей дошкольного возраста 3-4 лет «Будь здоров, малыш!».
Мальцева Светлана Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №89», Пермский край, г. Верещагино.Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию проект, направленный на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни и культурно-гигиенических навыков. Данная разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования. Данный материал предназначен для детей 3-4 лет.
Актуальность.
Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. Потребность в движениях, двигательная активность вызывает положительные изменения в физическом и психическом развитии ребёнка, совершенствовании всех функциональных систем организма. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Лето - самое благоприятное время для укрепления здоровья детей и привития культурно-гигиенических навыков. В летний период дети проводят больше времени на воздухе, чем в помещении. Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, дает ребенку значительный физический и эмоциональный запас сил и энергии для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.
Летний период насыщен деятельностью на открытом воздухе: прогулки, походы, физкультурные досуги, праздники, закаливающие процедуры, игры на природе и участке детского сада позволяют детям приобретать новый двигательный опыт.
В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. В учебно-воспитательный процесс включены оздоровительные мероприятия: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, самомассаж, музыкально-ритмические занятия, релаксация. В рацион детей включаются фрукты, соки, салаты, витаминные напитки, фиточаи.
Проблема: у детей не сформированы основы здорового образа жизни,
не до конца сформированы культурно – гигиенические навыки (навыки опрятности и самообслуживания).
Обоснование проблемы:
1. Родители не достаточно уделяют внимание физическому развитию детей (охрана и укрепление здоровья), воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей.
2. Недостаточно знаний у детей о культурно-гигиенических навыках, о здоровом образе жизни.
Тип проекта: оздоровительный
Вид проекта: краткосрочный (июнь, июль, август 2015 год)
Участники проекта: дети младшей группы «Звездочки», педагоги, родители, медработник.
Цель: оздоровление детей, формирование основ здорового образа жизни и культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Формирование представлений о здоровом образе жизни.
3. Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о правилах личной гигиены.
4. Развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников.
5. Активизировать словарь: здоровье, здоровый образ жизни, зарядка, физкультура, правила, личная гигиена.
6.Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей
Ожидаемые результаты:
1.У детей сформированы первоначальные знания о здоровом образе жизни. Заинтересованность детей темой.
2.Сформированы культурно-гигиенические навыки, знают элементарные правила личной гигиены.
3.Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество, активность и детальность в работе.
4.Активизирован и обогащен словарный запас детей по теме.
5.С удовольствием рисуют, лепят, играют в разные игры.
6.Участие в совместной деятельности родителей.
Продукт проектной деятельности: Оформление участка к летнему оздоровительному периоду, тропа здоровья. Создание картотек различных гимнастик, подвижных игр.
Реализация проекта:
1.Работа с родителями:
- Анкетирование родителей. Уточнение данных о соматическом и психофизическом здоровье.
- консультация «Помогите ребёнку укрепить здоровье», «Культура здорового образа жизни в семье и детском саду».
- папка – передвижка «Режим дня – это важно»;
- Беседы с родителями по профилактике заболеваемости в летний период.
- изготовление тропы здоровья;
- памятка для родителей «Правила мытья рук», «Профилактика кишечных инфекций», «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет», «Массаж – а вот и я!»;
- Советы родителям по формированию культурно-гигиенических навыков, по проведению утренней гимнастики, по организации двигательной активности, по организации правильного питания;
- Буклет для родителей «Задачи формирования ЗОЖ и физкультурно-оздоровительной работы с детьми»;
- Рекомендации «Примерные рекомендации по закаливанию детей», по здоровому образу жизни.
2. Работа с детьми:
Оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимные моменты):
- Утренняя гимнастика на свежем воздухе;
- Динамические паузы/физминутки;
- Дыхательная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика (с предметами) с проговариванием стихотворных форм.
Закаливающие мероприятия (ежедневно)
- Обливание ног контрастной водой;
- Солнечные и воздушные ванны;
- Хождение босиком по мокрому и сухому песку, траве, асфальту;
- Хождение по «Тропе здоровья», ходьба босиком по массажным дорожкам;
- Полоскание рта водой комнатной температуры;
- Самомассаж стоп и рук.
Профилактические мероприятия
- Витаминизация;
- Облегчённая одежда в помещении и на улице;
- Профилактика плоскостопия (хождение по ребристым дорожкам и др.);
- Игры, направленные на формирование правильной осанки (А.С.Галанов)
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Мы – спортсмены», «Доктор Айболит», «Собираемся на прогулку», «Игрушки у врача», «Парикмахерская» и другие;
- Игры – драматизации;
-Дидактические игры и упражнения, направленные на привитие культурно-гигиенических навыков, здорового образа жизни: «Оденем куклу на прогулку»,
«Уложим куклу спать», «Купание куклы», «Накормим куклу», «Водичка, водичка »,
«Вымой руки», «Умывалочка», «Делаем причёску», «Серый котик умывается», «Я скажу, а ты покажи», «Определи на вкус» и другие.
- Гимнастика для глаз;
- Беседы с детьми «Разговор о правильном питании», «О том, как я отдыхаю летом», «Я и мой организм», «Что я знаю о спорте», «Полезные продукты – овощи и фрукты», «Зачем необходима зарядка», «Правила поведения во время еды и умывания».
- Чтение художественной литературы (К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»), русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки», потешек, стихотворений, загадывание загадок по теме «ЗОЖ», «КГН»;
- Рассматривание материала по теме «Здоровый образ жизни», « Виды спорта», «Предметы личной гигиены», «Если хочешь быть здоров», «Вредные привычки», «Как правильно пользоваться предметами личной гигиены», альбомы по теме, алгоритмов по КГН;
- Подвижные игры «Поймай комара», «Мыши и кот», «Найди свой цвет», «Наседка и цыплята», «Попади в круг», «Найди свое место» и другие;
- Артикуляционная гимнастика;
- Раскраски по теме;
- Просмотр презентации «Формирование привычки к здоровому образу жизни».
Итог работы:
- Праздник «Международный день защиты детей»;
- Физкультурный праздник с участием родителей «Летняя спартакиада».
Саблина Людмила Сергеевна,
инструктор по физической культуре,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 4»
г. Харовск Вологодской области
Введение
Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Очевидно, что без формирования у детей и взрослых потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, сегодня задачу не решить.
В проекте собрана вся необходимая информация для организации оздоровительной деятельности и определены её стратегические направления и механизмы реализации. Проект является основой моделирования физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения в конкретный период его функционирования.
Паспорт проекта
Наименование проекта |
Проект здоровьесбережения «Формула здоровья» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 4» |
Вид проекта |
Практико-ориентированный |
Назначение проекта: |
Проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому развитию детей и взрослых; определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации; раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни. |
Сроки реализации проекта |
Долгосрочный |
Цель проекта |
Создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей и взрослых, в том числе их эмоционального благополучия; формирования привычки здорового образа жизни. |
Задачи проекта |
1. Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путём организацииздоровьесберегающего педагогического процесса , соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватныетехнологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Повысить уровень профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения по вопросам здоровьесбережения. 2. Расширить и закрепить знаниядетей о здоровом образе жизни. Обеспечить оптимальный уровень физической подготовленности ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью в двигательной активности. 3. Разработать план работы, включающий наиболее эффективные формы сотрудничества с семьёй. Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. |
Объект проекта |
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 4» |
Субъекты проекта |
Педагоги, дети, родители |
Инструктор по физической культуре |
|
Ресурсное обеспечение |
Конспекты оздоровительных мероприятий, спортивных досугов. Физкультурный зал, спортивная площадка. Разработка планов оздоровительных мероприятий и досугов. Подбор методической литературы. Наличие нестандартного оборудования. |
Проект по здоровьесбережению «Мы за здоровый образ жизни» в работе с детьми среднего возраста
Пояснительная записка
Современный мир трудно представить без компьютера, телевизора и прочих гаджетов, а это сказывается на здоровье людей, а особенно детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать взрослым, которые его окружают. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
На базе этих убеждений был реализован наш проект. Который был проведен в декабре 2016 г.года в рамках акции «Здоровый образ жизни, как профилактика вредных привычек». Он был направлен на практическое внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность, где детский сад, совместно с родителями работают над тем как помочь сохранить и укрепить здоровье детей дошколят.
Актуальность
Актуальность данной темы выражена в формировании убеждений и привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, необходимости воспитания потребности в сохранении и укреплении здоровья. Именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. В дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья:
Подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
Оборудование физкультурного уголка в каждой группе;
Организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
Цель проекта: повышать уровень знаний и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни, формировать привычки к здоровому образу жизни, сохранять и укреплять здоровье детей.
Проблема: Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска) .
Гипотеза проекта: предположим, что применение здоровьесберегающих технологий будет способствовать формированию убеждений и привычек здорового образа жизни у дошкольников и их родителей.
Паспорт проекта
Проект предназначен для детей (4-5 лет) и рассчитан на 30 дней. В нём отражены темы: ознакомления детей с ЗОЖ, забота о своем здоровье и безопасности, потребности в ежедневной двигательной деятельности, вкусной и здоровой пищи, витамины и их значимость для здоровья человека. Мероприятия реализуются в совместной деятельности взрослого и детей в свободное время в первую или во вторую половину дня.
Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину здоровьесбережения.
Вид проекта: краткосрочный (30 дней)
Тип проекта: познавательно-игровой
Участники проекта: дети, родители, педагоги
Задачи проекта:
Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
Дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни.
Знакомить родителей с методами оздоровления детей в детском саду и дома.
Обогащать знания детей о витаминах и продуктах питания и их полезных свойствах.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через чтение детской литературы.
Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
Пути реализации проекта:
Работа с детьми в себя включает:
Гимнастика для глаз;
Динамические паузы
Экскурсии по территории детского сада;
Спортивные соревнования, игры, эстафеты;
Беседы
Чтение рассказов, стихов;
Дыхательная гимнастика;
Сюжетно ролевые игры;
Дидактические игры;
Пальчиковая гимнастика:
Подвижные игры;
Организация детского творчества на тему: «Витаминный калейдоскоп»;
Гимнастика пробуждения;
Ходьба по массажным коврикам;
Совместная творческая работа с детьми на тему «Мы и спорт »(педагог - дети) с применением нетрадиционных техник рисования и аппликации;
Все упражнения и игры проводились в свободном темпе без принуждения.
Взаимодействие с семьей включает:
Мониторинговые процедуры (анкетирование родителей) ;
Создание информационного стенда для родителей (консультации, памятки) ;
Участие родителей в создании книги «Сборник полезных советов ребятам»;
Участие родителей в создании картотеки «Здоровое блюдо моей семьи»;
Участие в празднике здоровья «Путешествие в страну Здоровья» на завершающем этапе проекта.
Результаты проектной деятельности:
Выставка детского творчества на тему: «Витаминный калейдоскоп»;
Книга «Сборник полезных советов ребятам»;
Картотека «Здоровое блюдо моей семьи» (в дальнейшем эта картотека переместилась в зону «хозяюшка» и дети по картам готовят еду в сюжетно ролевых играх) ;
Совместный праздник здоровья для детей и их родителей «Путешествие в страну Здоровья»;
Создание картотек: подвижные игры; пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика; гимнастика после сна; гимнастика для глаз; динамические паузы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мероприятия, проводимые нами, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми. В результате проведенной работы у детей и их родителей появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни. Сформировалась потребность заниматься физической культурой и спортом, и представление о том, как это может быть весело и увлекательно. Следовательно, сотрудничество с семьей является еще и одним из важнейших условий физкультурно-оздоровительной работы.
Приложение:
Темы бесед: «Здоровье без лекарств», «Вот я какой», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Как сохранить хорошее зрение», «С утра до вечера», «Полезные и вредные продукты», «Зачем мыть руки после прогулки», «Средства личной гигиены», «Чтобы быть здоровым »; «Для чего нужны глаза, зубы, язык, нос, уши? ». «Правила на всю жизнь», «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить», «Безопасность при общении с животными»
Чтение рассказов, стихов: К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболтит»;А. Волков «Азбука здоровья»; И. Токмакова «Мне грустно – я лежу больной»; Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала»; А. Барто «Девочка чумазая», А. Крылышкина «Мышка Аришка в цветных штанишках»; «Необычный огород»; «О зайке, мишке и больном зубе»; «Твой носовой платок»; «Как Миша и Маша учились мыть руки» и т. д. ;
Сюжетно ролевые игры: «Детская поликлиника», «К стоматологу в гости», «Аптека», «Магазин», «Моем овощи (муляжи) », «Генеральная уборка» - в зоне хозяюшка, «Разговор по телефону в экстренной ситуации» - заболел мишка;
Дидактические игры: «Источники опасности», «Овощи - фрукты» разложить отдельно овощи и фрукты, «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Полезные и вредные продукты», «Узнай по описанию» закрепить цвет, форму, величину, «Что полезно и что вредно для зубов? », «Угадай, что лишнее? », «Что одеваем сначала, а что потом», «Оденем куклу-Машу на прогулку». «Умею – не умею», «По грибы»
Подвижные игры: «Найди свой цвет», «У медведя во бору», «Лошадки», «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Зайцы и волк» и т. д.
Обоснование необходимости создания проекта:
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни.
Следует отметить, что успешность данного проекта зависит от системного подхода образовательного учреждения к решению данной проблемы. Необходима скоординированная политика, декларируемая на всех уровнях функционирования и управления образовательного учреждения и подкрепленная комплексным планом действий.
Паспорт проекта.
Вид проекта:
практико–ориентированный, открытый
Участники проекта:
сотрудники ДОУ, воспитанники и их родители
Продолжительность:
долгосрочный
Сроки реализации:
июнь 2013 – июнь 2014
Этапы реализации проекта:
1 этап – Аналитический.
2 этап – Практический.
3 этап – Основной.
4 этап – Заключительный.
Цель проекта: Создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.
Проект предполагает объединить уже накопленный опыт педагогического коллектива по охране и укрепления здоровья детей, с использованием современных технологий здоровьесбережения, через реализацию комплексного подхода.
Задачи проекта:
Скоординировать работу всех участников образовательного процесса /педагогов, медицинского персонала, администрации детского сада, родителей/ по снижению заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни.
Оптимизировать систему физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ, за счет внедрения современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
Разработать модель построения методической работы по повышению компетентности педагогов;
Разработать методику использования системы работы по формированию у детей здоровьесберегающего поведения в специально созданных и жизненных ситуациях;
Разработать и адаптировать систему мониторинга комплексной оценки уровня знаний детей, профессиональных возможностей педагогов и педагогической просвещенности родителей;
Спроектировать модель сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, творческого, бережного отношения к здоровью детей с целью повышения его уровня;
Активизировать взаимодействие учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни;
Этапы и механизмы реализации проекта
I этап – аналитический/июнь 2013 г.
Цель:
анализ условий, созданных в ДОУ, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы.
Информационно-аналитическая деятельность:
— анализ состоянию здоровья детей;
— анализ развития двигательных навыков детей;
— оценка организационных и материально – технических условий ДОУ;
— формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ психолого–педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения).
— Организация работы Творческой группы по выявлению проблем и прогнозированию результатов работы.
II этап – практический июль 2013 г. – август 2013г.
Цель:
Разработка системы работы по здоровьесбережению в ДОУ — «Будь здоров, малыш!».
Планово-прогностическая деятельность:
Комплекс мероприятий, обеспечивающие реализацию проекта:
— Разработка системы единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье для эффективной организации оздоровительной работы с дошкольниками;
— Разработка Модели системы по здоровьесбережению «Будь здоров, малыш!»
— разработка методических рекомендаций по использования Системы
/ педагогический инструментарий/;
— систематизация взаимодействия с социальными партнерами с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни;
— разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта.
III этап – основной сентябрь 2013 – апрель 2014
Цель:
Организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.
Организационная деятельность:
Обучение педагогов и родителей эффективным технологиям в сфере здоровьесбережения и формирования стратегии здорового образа жизни.
— Разработка перспективных планов работы с педагогами и родителями;
— Подготовка методических материалов по обучению воспитанников и родителей современным
подходам к сохранению здоровья;
— Организация сотрудничества с районной больницей, ДЮСШ, спорткомитетом, РДК;
— Организация оперативного контроля использования системы работы по здоровьесбережению
в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности детей.
Регулятивно-коррекционная деятельность:
Организация работы Творческой группы:
— по внедрению проекта и использованию здоровьесберегающих технологий;
— по отслеживанию промежуточных результатов и по необходимости корректировки работы по реализации проекта.
IV этап – заключительный май — июнь 2014 г.
Цель:
Подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее.
— Использование активных форм методической работы: тренинги, педагогический самоанализ деятельности педагогов, решение проблемных ситуаций;
— Мониторинг комплексной оценки уровня знаний детей, анкетирование педагогов, опрос родителей
— Подведение итогов проекта.
Ресурсное обеспечение
Ожидаемые результаты от реализации проекта
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов: теоретический компонент, практический компонент; мотивационный компонент.
2. Создание алгоритмов работы по здоровьесбережению всех субъектов образовательного процесса ДОУ.
3. Создание комплексной системы работы по здоровьесбережению в МАДОУ детском саду № 16 « Родничок» г.Янаул «Будь здоров!»
4. Разработка методических рекомендаций по использованию здоровьесберегающих технологий
5. Снижение заболеваемости детей на 6 %
6. Разработка системы мониторинга;
7. Создание семейного клуба «Здоровая семья – здоровый ребенок»
Механизмы оценки результатов: наблюдения, анкетирование, беседа с педагогами, самоанализ, педагогическая диагностика.
Дальнейшее развитие проекта. В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в ДОУ, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.
По реализации данного проекта планируем расширить его границы за счет вовлечения в данную деятельность дошкольные учреждения села и района. Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 465
Колпинского района Санкт-Петербурга
Проект по здоровьесбережению в старшей группе
«Культура здоровья дошкольника»
Разработала: В.В.Михайлова
Санкт-Петербург
2017 год
Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
Мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.
Обоснование выбора темы
Интересная и актуальная на сегодняшний день тема, посвященная воспитанию культуры здоровья дошкольников . Понятие « культура здоровья » рассматривается как важная составляющая общей культуры личности . Культура здоровья личности представляет многоуровневое образование, характеризующее ценности здорового образа жизни : эмоционально – личностное отношение человека к своему здоровью , потребность ведения здорового образа жизни , забота о собственном здоровье и здоровье окружающих . В этой связи культура здоровья является одной из важнейших качественных характеристик уровня развития личности. Ортобиотика – это наука, которая представляет собой технологию сбережения здоровья и жизненного оптимизма через включение внутренних резервов самого человека. В её основе лежит учение об ортобиозе – здоровом образе жизни , разработанное лауреатом Нобелевской премии И. И. Мечниковым. Это позволяет отнести ортобиотику к одной из инновационных технологий педагогики развития, а «ортобиотический аспект здоровья сбережения определить как сознательное осуществляемую деятельность субъекта, направленную на сохранение собственного здоровья ». Работая с детьми необходимо принимать во внимание, что ребёнок может с удовольствием выполнять все предполагаемые игры, упражнения, вести беседы, но вскоре забыть всё о чем говорилось, если он не уяснит себе целесообразность выполняемой деятельности. С целью сделать деятельность по здоровьесбережению осмысленной , мной разработан данный проект .
Проблема :
За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось .
Недостаточная осведомленность родителей о важности укрепления и сохранения своего здоровья . Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).
Цель : формирование у детей здоровьесберегающих ценностных ориентаций на основе применения технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотики) через различные виды игровой и творческой деятельности со старшими дошкольниками .
Задачи :
1. Повышение грамотности родителей в области физического развития детей, организации совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья воспитанников .
2. Совершенствовать практические навыки здорового образа жизни , выработать привычку к соблюдению режима дня, к физическим упражнениям и играм.
3. Обогатить социальный опыт ребенка, способствовать формированию физиологической грамотности.
4. Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
Вид : информационно-практический, игровой.
Участники : дети 5-6 лет, педагоги, родители.
Продолжительность : краткосрочный 02.10.2017г-31.10.2017г
Продукт деятельности : журналы, рисунки, иллюстрации, фотографии, презентации.
Этапы проекта .
Iэтап – Предварительный :
Встреча с родителями в форме «круглого стола» , на котором познакомить с наукой….с современными технологиями по вопросам здоровьесбережению детей , предложить участвовать в проектной деятельности…
Мониторинг знаний детей,
Анкетирование родителей,
Изучение литературы,
Подготовка материала.
II этап (практическй) – реализация проекта .
Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды
02.10
Чтение художественной литературы :
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»
Цель : познакомить детей со сказкой «Дюймовочка» .
Беседа :
- «Почему полезен солнечный свет для человека»
Цель : Закрепить знания детей о солнце, его свойствах, значении в жизни людей, растений.
Психофизическое упражнения
«Из зернышка в растение»
Цель
Слушание
- «Выше солнца» муз. и слова В. Мусвидас
Цель
Цель : Продолжать знакомить детей с устройством организма человека. Анкетирование родителей :
« Здоровьесбережение в ДОУ »
Цель : проанализировать направления дальнейшей работы
Книжный уголок : организовать выставку произведений по теме проекта
Обогащение уголка творчества :
предложить детям раскраски о здоровом образе жизни
03.10 Рассматривание репродукций картин
Водная стихия в произведениях Айвазовского «Девятый вал»
Цель : Развивать художественное восприятие детей, побуждать эмоционально, откликаться на произведения искусства
Двигательное упражнение на передачу образа воды.
Цель : развитие образного мышления и воображения
Упражнение волна
Цель : развивать пластичность в движении Консультация для родителей
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
«Ортобиотический подход» Книжный уголок : организовать выставку
репродукций картин
Водная стихия в произведениях Айвазовского «Девятый вал»
Ленточки, шумелки для выполнения упражнений
04.10 Чтение художественной литературы :
С. Проковьева «Лоскутик и облако»
Цель
Беседа : «Гигиена Кожи»
Цель : Расширять знания детей о правилах ухода за кожей частей тела (рук, ног, туловища)
Просмотр мультфильма
«Как львенок и черепаха пели песенку»
Цель : Развитие эмоциональной отзывчивости. Пополнение уголка для родителей
Буклет «Кожа. Гигиена кожи ребенка» Обогащение уголка творчества :
предложить детям раскраски, трафареты, обводки по теме,
05.10 Опытно – практическая деятельность
Опыт со свечой
Цель : Показать, что для горения необходим кислород; растения- источник жизни на Земле.
Коллективная работа Рисование на тему :
«Подарим солнцу тепло своих ладошек»
Цель
Слушание
«Музыка покоя для детей»
Г. Эванс,
Увертюра А. Пертова из к/ф «Укрощение огня»
Цель
Буклет «Закаливания - шаг к здоровью » Обогащение центра экспериментирования для проведения опыта
Свечой, блюдцем,
Обогащение уголка творчества :
Красками, бумажными салфетками на каждого ребенка,
Оформление
06.10 Беседа : «Вода для хвори беда» ,
Цель : повторить основные правила закаливания водой.
Чтение художественной литературы :
М. Пластова «Капля в море»
Цель : Воспитывать любовь к природе.
Тематические рассказы «Мир вокруг нас»
Цель
Пополнение уголка для родителей
Памятка
Тематические рассказы «Мир вокруг нас»
Книжный уголок :
Подготовить книги для чтения
09.10 Игры на координацию движений, равновесия «Поза дерева» , «Балансировка»
Цель : развивать координацию движений, быстроту реакции
Игра (Самомассаж)
«Чудесные ладошки »
Цель
Игра «Ручеек»
Цель : вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей;
Слушание
«Капли дождя» П. Мория
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения Пополнение уголка для родителей
Консультация «Игровой самомассаж»
Центр художественно-эстетического развития
Подготовить аудиозаписи для прослушивания
10.10 Ситуативный разговор
«Как воздух проникает внутрь организма?»
Цель : Закрепить знания детей о воздухе, его свойствах, значении в жизни людей, растений.
Дыхательная гимнастика
Цель : познакомить детей с техникой выполнения диафрагмального дыхания
Рисование :
пластилином «Нарисуй на дереве листочек»
Цель : гармонизация детского коллектива
Игра (Самомассаж)
«Пальцев рук»
Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Пополнение уголка для родителей
Памятка
Дыхательная гимнастика
Обогащение уголка творчества
Пластилин, трафареты, стеки, салфетки на каждого ребенка
11.10 Дыхательная игра
«Носиком дышу»
Цель : продолжать знакомить детей с техникой выполнения диафрагмального дыхания
Упражнение «Свирель»
Цель : Тренировка замедленного дыхания, улучшение микро циркуляции крови в лёгочной ткани.
12.10 Познавательно-исследовательская работа
«Как мы чувствуем воздух»
Цель :
Игра «Как узнать, что я дышу?»
Цель : углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных факторов, необходимых для существования жизни на земле.
Просмотр мультфильма
«Азбука здоровья . Воздух для вдохновения»
Цель : Развитие эмоциональной отзывчивости. Обогащение центра экспериментирования для проведения опыта
Салфетки на каждого ребенка, веер на каждого ребенка,
13.10 Коллективная работа
Аппликация
«Воздушный шар»
Цель : гармонизация детского коллектива
Игровое упражнение
«Мир звуков»
Цель : коррекция слуха
Упражнения
«Загрузи машину»
Цель :
профилактике плоскостопия Самомассаж ступней ног
Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Пополнение центра физического развития массажными коврика Обогащение уголка творчества :
Повторить т/б при работе с клеем
Оформление
«Карта путешествия по сказочному миру природы»
Внесение спортивного оборудования.
Для упражнений по профилактике плоскостопия
16.10 Познавательно-исследовательская работа
«Физические свойства воды»
Цель :
Упражнение «Тепло Земли»
Цель : профилактика плоскостопия
Слушание
«Капли дождя» П. Мория
«Тарантелла» В. Гаврилин
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения Обогащение центра экспериментирования
Емкость с водой, стаканчики по количеству детей, салфетки, гуашь,
17.10 Коллективная работа
Аппликация : «Рыбка»
Цель : гармонизация детского коллектива
Игры на координацию движений, равновесия
Слушание
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
Обогащение уголка творчества :
Цветной бумагой, шаблонами, клеем
Повторить т/б при работе с клеем
Оформление
«Карта путешествия по сказочному миру природы»
18.10 Беседа «Как мы слышим»
Цель :
Самомассаж ступней ног
Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
Упражнение «Свирель»
Цель : Тренировка замедленного дыхания, улучшение микро циркуляции крови в лёгочной ткани
Игра (Самомассаж)
«Чудесные ладошки »
Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
19.10 Беседа «О минеральных камнях»
Цель
Слушание
«» П. Чайковского
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
: Привлечение родителей к организации выставки
Книжный уголок :
Организовать выставку рисунков по теме
«Минералы и полезные ископаемые»
20.10 Упражнение «Тепло Земли»
Цель : способствовать воспитания правильной ходьбы
Просмотр мультфильма «Каменный цветок»
Цель : познакомить с произведением
23.10 Познавательно-исследовательская работа
«Свойство гипса»
Цель :
Слушание
«Вальс цветов» П. Чайковского
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
24.10 Коллективная работа
Лепка
«Волшебное дерево»
Цель : гармонизация детского коллектива
Слушание
«Вальс цветов» П. Чайковского
«Семь нот здоровья » М. Лазарев
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
Упражнение телесно ориентированные упражнения по улучшению кровообращения
Игра «Собери драгоценные камни»
Цель :: Развитие мелкой моторики рук у детей через нетрадиционные игровые технологии. Обогащение уголка творчества :
Пластилин, доски для работы с пластилином, стеки.
Повторить т/б при работе с пластилином
Оформление
«Карта путешествия по сказочному миру природы»
25.10 Беседа «Растения – помощники человека»
Цель : расширять представление о лечебных свойствах растений
Психофизическое упражнение «Приветствие деревьям, растениям, цветам»
Цель : освоение простейших навыков психогимнастической релаксации
Игра «Макушка дерева»
Цель : Продолжать развивать координацию движений, равновесия
26.10 Чтение художественной литературы
Т. Попова «Мир вокруг нас»
Цель : Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
Беседа : «Аптека в лесу»
Цель : Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;
Упражнение «Если бы я был деревом»
Цель : развивать двигательное воображение
27.10 Упражнение хатха-йога «Поза дерева»
Цель : Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений
Самомассаж «Чудесные ладошки »
Цель :
Упражнение «Где прячется Дюймовочка»
Цель : упражнять шейный отдел позвоночника Пополнение уголка для родителей
Буклет
хатха-йога
30.10 Дыхательное упражнение
Цель : Продолжать формировать навык грудного дыхания
Слушание
«Вальс цветов» П. Чайковского
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
Игра на осознания частей своего тела.
Цель : Продолжать знакомить детей с устройством организма человека.
31.10 Слушание
- «Выше солнца» муз. и слова В. Мусвидас
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
Беседа «Чистота – залог здоровья »
Цель : Формировать привычку следить за своим внешним видом.
Тематические рассказы
«Мир вокруг нас»
Цель : Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.
Игра (Самомассаж)
«Пальцев рук»
Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
III этап – заключительный (обобщающий) .
Рефлексия
а) Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом ?
б) Что в работе над проектом было наиболее интересным?
в) Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
г) Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?
д) Выразить благодарность, вручить диплом за работу над проектом .
Мероприятия, проводимые нами, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми . В результате проведенной работы у детей и их родителей появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни . Сформировалась потребность заниматься физической культурой и спортом , и представление о том, как это может быть весело и увлекательно.