Проект по работе с родителями "главное - вместе!". Проект взаимодействия с родителями в детском саду

ПРОЕКТ

«Творческое взаимодействие с родителями в ДОУ»

ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3-4 стр.

1.Цель и задачи проекта.

5 стр.

II. Предполагаемый результат.

6 стр.

III. Ресурсы.

6 стр.

IV . Описание проекта. План реализации.

7- 12 стр.

V. Литература.

13 стр.

VI. Приложение.

14-16 стр.

Введение

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду - образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ.

Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места.

Недооценка ресурсов семьи, неумение ими грамотно «распорядиться» сдерживает переход как общественного, так и семейного воспитания из одного качественного состояния в другое.

Только эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова "взаимодействие" объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".

Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гумманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.

Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

"Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

Изучив современнее подходы к взаимодействию ДОУ и семьи, учитывая ограниченный объем ресурсов, особенности социума ограниченные возможности использования внешних ресурсов: объектов культуры, Интернет-ресурсов, уровень образования родителей мы пришли к выводу: оптимальным средством по вовлечению семьи в единый образовательный процесс является метод проектов.

ЦЕЛЬ: Разработать систему деятельности по внедрению метода проектов в

практику взаимодействия семьи и ДОУ.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей посредством проектной деятельности.

2. Разработать модель организационно-педагогических условий по использованию метода проектов в образовательном пространстве ДОУ.

3. Обеспечить функционирование и развитие детско-взрослого сообщества ДОУ на основе проектной деятельности.

4.Изучить уровень эффективности созданных условий, обеспечивающих вовлечение родителей в образовательное пространство ДОУ и познакомить с ним коллег.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Положительная динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей.

Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.

Функционирование и развитие детско-взрослого сообщества ДОУ.

Разработка методической продукции по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий в условиях малого города или сельской местности.

РЕСУРСЫ:

Кадровый потенциал

Программно-методическое обеспечение

Родительское сообщество

Социальные связи

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей.

Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в детском саду интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к пасхальной неделе, дети готовят угощения, подарки, придумывают сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

Сегодня педагоги дошкольного учреждения должны выступать не только как воспитатели детей, но и как партнёры родителей по воспитанию малышей. В связи с этим особенно актуальной становится проблема вовлечения родителей в планирование и организацию развивающего обучения, в процесс оценивания и прогнозирования развития своего ребёнка.

Основная цель взаимодействия ДОУ с семьей на основе проекта -установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

План реализации проекта

«Метод проектов как средство повышения качества взаимодействия ДОУ и семьи в условиях города» на 2010-2013 год

Этап

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Ответственные

I . Организационно-диагностический.

Цель: сбор информации и создание системы мониторинга оценки качества взаимодействия (анкетирования, тестирования, программ наблюдения) для всех участников педагогического процесса (администрации, воспитателей, родителей).

1.1.

Обновление нормативно-правовой базы функционирования МДОУ разработка положения о творческой группе детского сада.

2010г.

Заведующая МДОУ

1.2.

Разработка анкет для родителей и педагогов по вопросам организации взаимодействия.

2010 г.

Педагог -психолог, социальный педагог.

1.3.

Анализ и самоанализ содержания деятельности педагогов в рамках реализации «Программы воспитания и обучения в д/с» (под ред. Комаровой, Гербовой, Васильевой) по организации взаимодействия с родителями

2010 г.

Зам. заведующей по УВР. Воспитатели всех возрастных групп.

П. Методическое обеспечение.

Цель: стимулирование и повышение педагогического мастерства и творчества воспитателя, систематизация и обобщение целенаправленной работы методической службы ДОУ по взаимодействию с родителями посредством метода проектов.

Ознакомление педагогов с особенностями и возможностями использования метода проектов

2010г.

Зам. заведующей по УВР.

Оформление информационного стенда «Метод проектов - инструкция по применению».

2010г.

Творческая группа

Консультация «Основные показатели развития уровня взаимодействия семьи и ДОУ».

2010г.

Педагог - психолог

Тренинг «Проектный метод -результативная технология развития коммуникативных навыков всех участников педпроцесса»

2010-2011г.г.

Творческая группа Воспитатели сред., ст. и подг. возрастных групп

Семинар-практикум «Организация проектной деятельности в разновозрастной группе».

2011г.

Зам. заведующей по УВР Воспитатели

Проведение консультаций по запросам воспитателей.

2010-2013

Творческая группа

Разработка групповых проектов

2011г.

Презентация групповых проектов

2011г.

Воспитатели всех возрастных групп

Выставка - конкурс материалов семейных проектов (планы, схемы, результаты взаимодействия).

2011г.

Зам. заведующей по УВР Воспитатели всех возрастных групп

2.10

Семинар «Метод проектов как фактор сохранения традиций» (сентябрьские встречи, поздравления семей с рождением ребенка, день семьи, день рождения группы и т.

2012г.

Творческая группа. Родители.

2.11

Общесадовый проект «Наш любимый детский сад».

2012г.

Все педагоги. Родители

2.12

Оформление материалов по организации проектной деятельности (проекты, конспекты занятий, фотографии, рисунки, высказывания родителей, детей и

др)

2012-2013г.

Зам. заведующей поУВР

Воспитатели всех возрастных групп

2.13

2012-2013г.

Все педагоги. Родители

2.14

2013

Все педагоги и родители

III . Взаимодействие с семьей.

Цель: Развитие педагогического сотрудничества с родителями воспитанников. Включение семьи в образовательное пространство ДОУ.

Анкетирование родителей (уровень удовлетворенности взаимодействием с ДОУ)

2010г.

Воспитатели всех возрастных групп

Консультация «Совершенствование взаимодействия педагога и родителей, как фактор психологического комфорта ребенка в семье и д/с».

2010 г.

Зам. заведующей по УВР Воспитатели всех возрастных групп. Родители

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия взрослого и ребёнка в совместной деятельности»

2010

Педагог-психолог

Участие родителей различных профессий в игровых проектах в детском саду.

2010-2012 г.

Воспитатели всех возрастных групп. Родители

Презентация семейных проектов

2011

Воспитатели всех возрастных групп Родители

Конкурс «Семья года» по активному участию семьи жизни д/с

2012 г.

Зав. ДОУ Родители

Участие в общесадовом проекте «Наш любимый д/с»

2012г.

Все педагоги. Родители

Круглый стол «Метод проектов, как средство повышения качества взаимодействия ДОУ и семьи в условиях малого города »

2012-2013г.

Все педагоги. Родители

3.10.

Совет педагогов и родителей «Взаимодействие с родителями. Итоги и перспективы»

2013

Все педагоги и родители

IV . Взаимодействие с общественными организациями.

Школа, библиотека: Организация и проведение совместных проектов

2011-2013

Институт повышения квалификации работников образования:

проведение семинарских занятий на базе детского сада для педагогических работников ДОУ;

организация работы творческой группы по проблемам взаимодействия с семьей

2012-2013г.

Городской (районный) методический кабинет:

ГМО воспитателей МДОУ

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области

«Тульский педагогический колледж»

(ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж»)

Проект совместной деятельности воспитателей и родителей (краткосрочный)

На тему: « Вместе дружная семья – детский сад, родители и я »

Во второй младшей группе «Колокольчик»

Составила и провела воспитатель:

Татарчук Наталья Владимировна

Тула 2017

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л. Н. Толстой

Нужно помнить, что будущее создается сегодня! С семьи начинается всё. От ее благополучия, успехов и развития зависит развитие города, региона, страны. Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче.

Семья для ребёнка – источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение и становление. И задача воспитателя детского сада - донести эту мысль до родителей.

Актуальность.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Вопрос о сотрудничестве родителей и детского сада особенно актуален, так как семейное воспитание претерпевает значительные изменения. В современном мире родители вынуждены зарабатывать деньги, а дети остаются в стороне.

Данный проект направлен на сплочение детского коллектива и ребенка с семьей.

Дошкольный возраст – первый этап в формировании у детей чувства коллективизма.

B. А. Сухомлинский подчеркивал, что коллектив – это сложное сочетание неповторимых индивидуальностей; чем выше уровень развития каждого члена коллектива, тем интереснее коллектив в целом. «Воспитывающая сила коллектива, – по мнению В. А. Сухомлинского, – начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди».

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Цель:

Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс через совместную деятельность педагогов, детей и родителей; проведение итогового мероприятия: «Вместе веселее»; проведение выставки семейных стенгазет на тему: «Моя семья».

Задачи:

  • формирование у детей первоначальных представлений о семье.
  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами;
  • развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей;
  • повышать педагогическую компетентность родителей.

Методы использованные в реализации проекта:

Познавательно-игровые занятия, беседы, совместные игры, чтение художественной литературы; дидактические, подвижные, пальчиковые игры; рассматривание иллюстраций на тему: «Моя семья»; творчески – продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование); работа с родителями.

Тип проекта: познавательно - игровой

Планируемые результаты:

- дети узнают больше о своей семье, о членах семьи.

- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий,

Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;

Повышение уровня педагогической компетентности родителей.

Участники проекта: дети второй младшей группы, семьи обучающихся, педагоги.

Место проведения: МКДОУ с. Воскресенское вторая младшая группа «Колокольчик»

Срок реализации проекта: 2 недели.

Образовательные области: познание, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое, социально – коммуникативное развитие.

Формы реализации: занятия, беседы, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные, пальчиковые игры; рассматривание иллюстраций и картин на тему: «Моя семья»; творчески – продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование); работа с родителями.

Конечный результат:

Этапы работы:

  1. Подготовительный
  • Разработка проекта по направлению «Семья». Планирование работы с детьми, родителями.
  • Подборка стихов о семье
  • Подборка загадок про маму и папу, дедушку и бабушку
  • Подбор дидактических игр, сюжетно-ролевых игр
  • Информирование родителей о выставке семейных стенгазет на тему: «Моя семья».
  • Подбор атрибутов для сюжетно – ролевых игр: «Кукла Катя заболела», «День рожденье у Мишутки»; для театра на столе по сказке «Репка»
  1. Практический.

«Социально – личностное развитие»

Социализация: формирование семейной принадлежности, развивать атмосферу тепла, любви и дружбы.

Игровая деятельность: формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников; обучение детей реализации игрового замысла.

«Познавательно – речевое развитие»

Познание: закреплять и расширять представления детей о семье.

Коммуникация: продолжать развивать речь, как средство общения; развивать умение устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками.

Чтение художественной литературы: формировать умение внимательно слушать стихотворения; формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

«Художественно – эстетическое развитие»

Художественное творчество: совершенствовать навыки и умения детей в лепке, рисовании; развитие детского творчества.

  1. Заключительный

Изучение анализ результативности работы.

Оформление выставки семейных стенгазет: «Моя семья»

Итоговое мероприятие: «Вместе веселее»

Презентация проекта

  1. Консультации для родителей:
  • «Основные правила семейного воспитания»
  • «Зачем нужны раскраски для детей?» Мнение психолога.

Памятка для родителей «Родительские заповеди»

  1. Заполнение анкет: «Взаимодействие детского сада с семьёй»
  2. Оформление выставки детского творчества: «Я рисую с мамой дома»
  3. Игровая деятельность: Д/и: «Уложим куклу спать»
  4. Чтение сказки: «Три медведя»
  5. Д/И: «Оденем Машу на прогулку»
  1. Рисование. НОД по теме: «Моя семья» «Красивые воздушные шары для мамы»
  2. Стихи о семье.
  3. Настольные игры: «Мой дом», «Ассоциации».
  4. П/и: «Птички в гнёздышках»
  5. Д\И: «Чей домик»
  6. Ситуативный разговор «Что готовит мама?»
  1. Выставка «Моя первая книжка»
  2. Конструирование НОД по теме «Моя семья» «Катя и её семья гуляют по парку»
  3. Заучивание наизусть (пальчиковая игра) «Моя семья»
  4. Д/И: «Чей малыш»
  5. Чтение сказки: «Репка»
  1. Дружная семья. Инсценировка русской народной песенки «Вышла курочка гулять…»
  2. Стихотворение Ю. Жуковой «Про нас»
  3. «Искупаем куклу Алёнку»
  4. Чтение сказки: «Теремок»
  1. Рассматривание ситуаций на тему «Семья это хорошо, вместе веселей»
  2. Стихотворение К. Ушинского «Петушок с семьёй»
  3. Сюжетно ролевая игра: «День рожденье у Мишутки».
  4. Настольные игры: «Профессии»
  5. Чтение сказки: «Колобок»
  1. Консультации для родителей:
  • «Совместные игры с детьми – зачем?»
  • «Игрушка в жизни вашего ребёнка»

Памятка для родителей « О воспитании доброты в детях»

  1. Заполнение анкет: «Игра в жизни вашего ребёнка»
  2. Выставка цветочных букетов по теме: «Вот оно, какое наше лето»
  3. Игровая деятельность: Д/и: «Позвони по телефону маме (папе)»
  4. Чтение сказки: «Три медведя»
  5. Д/И: «Оденем мальчика Сашу на прогулку»
  1. Оформление папки передвижки: «Мы живём и растём в детском садике родном» (Один день из жизни в детском саду)
  2. Лепка. НОД по теме «Моя семья». «Испечём оладушки, как у любимой бабушки»
  3. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь»
  4. П/и: «Наседка и цыплята».
  5. Д\И: «Чей домик»
  1. Конструирование на тему «Моя семья». НОД «Мебель для куклы. Стол и стул»
  2. Стихотворение Н. Майданник «Моя семья»
  3. Показ настольного театра по сказке: «Репка»
  4. Д/И: «Чей малыш»
  5. Загадки о семье.
  6. Беседа по картинкам: Что делать, если кто-то заболел?
  1. Художественное творчество: раскраски «Цветы для бабушки»
  2. Стихотворение А. Барто «Посидим в тишине»
  3. Сюжетно ролевая игра: «Кукла Катя заболела
  4. Настольные игры: «Собери семью»,
  5. Чтение сказки: «Теремок»
  1. Игровая деятельность: «На чем мама и папа ездят на работу».
  2. Рассматривание иллюстраций на тему: «Домашние животные и их детёныши».
  3. Настольные игры: лото «Одежда», лото «Продукты»
  4. Игровая ситуация: «Соберём цветы для мамы»
  5. Итоговое мероприятие: «Вместе веселее»
  6. Выставка семейных стенгазет: «Моя семья»

Вывод

У детей повысились знания касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду. Многие предлагают свою помощь, а некоторые иногда проявляют свою инициативу в организации групповых дел.

Совместная деятельность способствует укреплению отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями.

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат.

Непосредственная образовательная деятельность

Совместная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей в предметно-пространственной развивающей среде

Взаимодействие с родителями

1. Рисование. НОД

Совместный проект с родителями «Создание книжки-малышки «В гостях у сказки»» (средняя группа)

Проект: создание книжки-малышки «В гостях у сказки».

Тип проекта: творческий.
Проект: индивидуальный, семейный. Предполагается активная помощь родителей. Это способствует созданию атмосферы заинтересованности, сотрудничества и сотворчества детей и родителей.
Образовательная область: «Познание»; «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество».
По срокам: краткосрочный, рассчитан на одну неделю.
Актуальность проекта: Поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с художественной литературой:
недостаточное внимание уделяется чтению художественной литературы родителями детям.

Замена книги на мультфильмы и компьютер.
Введение в мир искусства и систему теоретических знаний о книжках-малышках вооружит участников проекта художественными умениями и навыками в данной области. Приобретённые навыки помогут развитию интереса к художественной литературе воспитанников.
Цель проекта: пробуждение интереса к книгам путём создания книжки-малышки.
Задачи проекта: Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.
Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.
Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении).
Дать информацию родителям о важности чтения художественных книг в развитии ребенка.
Этапы работы над проектом:
Работа с родителями: Формулирование и принятие цели работы;
На занятии была предложена тема: найти, прочитать и принести в группу книжки серии «книжки-малышки». Просмотрев те книжки-малышки, что принесли воспитанники, пришли к выводу: эти книжки интересны детям 4 -5 лет. Решили сделать свои книжки-малышки.
Работа педагогов: подбор необходимого материала по теме, в начале проекта воспитатели провели с родителями диагностику «Что вы читаете дома с ребенком?». Родителям предложено совместно со своими детьми оформить изо выставку «Мои любимые сказки».
Совместная деятельность родителей и детей: оформление и выставки «Книжки малышки своими руками».
Предполагаемые результаты: создание книжки-малышки «В гостях у сказки» .
Презентация книжки-малышки. По итогам работы проводится выставка. Данный вид работы способствует формированию процессуальных и результативных мотивов, элементарных приёмов совместной деятельности. Интерес поддерживается за счёт того, что дети воспринимают всё как игру и видят результат своей работы.

Наташа Парунова
Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду»

ТИП ПРОЕКТА

По доминирующей в проекте деятельности : воспитательно-образовательный.

По числу участников проекта : педагоги, специалисты дополнительного образования, специалисты разных профессий, родители , дети.

По времени проведения : долгосрочный.

По характеру контактов : в рамках ДОУ, родители , дети, микросоциум.

АКТУАЛЬНОСТЬ

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями . По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы : одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад , а они хотят видеть по окончании детского сада результат . Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада , третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом . Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто , больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные , к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями , мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

ПРОБЛЕМА

Неучастие родителей в жизни своего чада , банальное отсутствие како-го-либо представления о том, каким должен быть ""успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.

Помочь родителям стать активным участником воспитания собственного ребенка призван психолого-педагогический проект "Нетрадиционные формы работы с родителями » МДОАУ № 17.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

Оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между родителями и ребенком в семье ;

Психолого-педагогическая помощь родителям воспитанников МДОАУ в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка, овладении эффективными способами и приемами установления отношений оптимистического сотрудничества с матерями и детьми в семье.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Установление контакта с родителями для близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни ДОУ.

Апробирование новых нетрадиционных форм работы с семьёй , как фактора позитивного развития ребёнка.

Помочь родителям устранить недопонимание эмоционально- потребностей сферы ребёнка через совместную игровую творческую познавательную деятельность.

Знакомство с культурными маршрутами в городе, организацией занимательного развивающего досуга с детьми;

Сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в решении задач образовательной программы ДОУ по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей в детском саду .

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С родителями ВОСПИТАННИКОВ

1. Информационно - аналитические

Анкетирование;

Тестирование;

Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок» .

2. Наглядно-информационные формы

Сайт ДОУ и педагогов;

Выпуск семейных стенгазет;

Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей ;

Фотовыставки;

Семейные презентации;

Нетрадиционные дни открытых дверей .

3. Познавательные.

Нетрадиционные родительские собрания ;

Информационно -практические занятия «Школа родителей ";

Маршруты выходного дня или экскурсии;

Совместная работа по тематическому плану проектам ;

Круглый стол.

4. Досуговые.

Совместные праздники, досуги, развлечения;

Совместные спартакиады;

Семейный театр;

Участие родителей в конкурсах , выставках

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта .

2. Анкетирование родителей .

3. Календарно-тематические планы в рамках проекта .

4. Разработка методических материалов для реализации проекта .

II ЭТАП - ОСНОВНОЙ ТЕКУЩИЙ

1. Разработка конспектов мероприятий и их проведение.

2. Реализация планов взаимодействия участников проекта .

III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1. Анализ проделанной работы . (Родительское собрание )

2. Презентация лучшего опыта семейного воспитания.

3. Фотосессия, интервьюирование родителей , публикации в СМИ.

СДЕРЖИВАЮЩИЕ СИЛЫ

Повышенный уровень тревожности, связанный с отсутствием практического опыта в воспитании детей дошкольного возраста, отсутствие у родителей коммуникативных навыков.

УСТРАНЕНИЕ РИСКОВ

Развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности.

СТОРОННИКИ ПРОЕКТА

2. Педагоги.

3. Специалисты.

4. Родители .

5. Администрация.

6. Общественность.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

2. Педагоги.

3. Специалисты.

4. Родители .

РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

1. Человеческие (дети, педагоги, специалисты, родители ) .

2. Материальные (оборудование, пособия, канцелярские товары, ТСО) .

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Апробировав проект , мы ждем определенных результатов :

У родителей – должны сформироваться доверительные , партнерские отношения с детьми и педагогами;

Активизироваться деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;

Участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей .

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2011 -2012 уч. год

участников

1. Семинар – практикум «Основы семейного права»

Родители

Педагог – психолог

Юрист – консультант по семейному праву

2 Конкурс поделок «Дары природы» Воспитатель

родители

3 Тренинг «Давайте познакомимся!» Педагог – психолог

родители

4 Родительское собрание «Мастер класс» Родители

5 Анкетирование «Какой я родитель Родители

Педагог – психолог

6 Семейный театр Воспитатель

родители

7 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Тренер спортшколы

Экскурсовод

8 Семинар – практикум «Знаю ли я своего ребенка?»

Педагог – психолог

Врач – невролог

Учитель – логопед

Инструктор по физической культуре

9 «Зов джунглей» Воспитатель

родители

10 Конкурс рисунков «Моя семья» Физкультурный работник , воспитатели, родители

11 Родительское собрание «Копилка семейных советов» Воспитатель

родители

12 Опрос «Чем интересен детский сад » Воспитатель

родители

13 Выпуск семейной стенгазеты «Здоровье малышей» Воспитатель

родители

14 Мультимедийная презентация «Мы с папой любим спорт» Воспитатель

родители

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2012 -2013 уч. год

участников

1. Родительское собрание «Родитель , ребенок, детский сад » Воспитатель

родители

2 Семинар – практикум «Давай поговорим!» Учитель СОШ

Юрист, врач.

Специалисты разных профилей

3 Анкетирование «Семейное воспитание» Педагог-психолог родители

4 Конкурс рисунков «Как мы отдыхали летом» Воспитатель

родители

5 «Веселые старты» Физкультурный работник , воспитатели, родители

6 Мини – сочинение «Мой ребенок» Воспитатель

родители

7 Фотовыставка «Моя дружная семья» Воспитатель

родители

8 Опрос «Воспитатель глазами родителей » Воспитатель

родители

9 Выпуск семейной стенгазеты «Здоровые дети в здоровой семье» » Воспитатель

родители

10 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Тренер спортшколы

Экскурсовод

11 Семинар – практикум «Мастер класс» Воспитатель

родители

12 Родительское собрание «Эстетическое воспитание» Воспитатель

родители

13 Мультимедийная презентация «Как я воспитываю своего сына (дочку) » Воспитатель

родители

14 Конкурс поделок из одноразовой посуды» Воспитатель

родители

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2013 -2014 уч. год

участников

1. Родительское собрание «Педагогическая лаборатория» Воспитатель

родители

2 Конкурс рисунков «Берегите природу» Воспитатель

родители

3 «Мама, папа, я спортивная семья» Физкультурный работник

4 Анкетирование «Хорошо ли я знаю своего ребенка» Педагог-психолог родители

5 Семинар – практикум «Если ребенок плохо говорит» Воспитатель

родители

6 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Физкультурный работник , воспитатели, родители , экскурсовод

7 Творческий конкурс «Эскиз участка детского сада » Воспитатель

родители

8 Фотовыставка «Как мы отмечаем семейные праздники» Воспитатель

родители

9 Опрос «Вас устраивает меню в детском саду » Воспитатель

родители

10 Мини сочинение «Наши семейные ценности» Воспитатель

родители

11 Выпуск семейной стенгазеты «Путешествие в Олимпию» » Воспитатель

родители

12 Семинар – практикум «Умные игры» Воспитатель

родители

13 Спартакиада Воспитатель

родители

14 Родительское собрание «Ток – шоу здоровая семья» Воспитатель

родители

15 Мультимедийная презентация «Где бывали? Что видали?» Воспитатель

родители

16 Конкурс поделок «Ёлочка красавица» Воспитатель

родители

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2014 -2015 уч. год

участников

1. Семинар – практикум «Чем занять ребенка дома» Воспитатель

родители

2 Спортивные игры» (шашки, шахматы, спортивные игры - соревнования) Физкультурный работник , воспитатели, родители

3 Анкетирование «Интересы семьи» Педагог-психолог родители

4 Родительское собрание «Развиваем самостоятельность» Воспитатель

родители

5 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Физкультурный работник

Экскурсовод

6 Выпуск семейной стенгазеты «Новогодняя открытка» Воспитатель

родители

7 Презентация «Моя семья» Воспитатель

родители

8 Конкурс рисунков «День победы» Воспитатель

родители

9 Фотоконкурс «Масленица» Воспитатель

родители

10 Опрос «Чтобы вы хотели увидеть нового в детском саду » Воспитатель

родители

11 Семинар – практикум «Ролевая игра в воспитании ребенка» Воспитатель

родители

12 Родительское собрание «Кнут и рпяник» Воспитатель

родители

13 Мультимедийная презентация «Моя профессия» Воспитатель

родители

14 Конкурс поделок «Пасхальное яйцо» Воспитатель

Разработчик проекта:

воспитатель старшей группы № 5

Попова Л.Е.

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге.

В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.

Актуальность проблемы . Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Выделяют два основных направления взаимодействия с семьей:

    Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.

    Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Основные принципы организации работы с семьей:

открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

    сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

    отсутствие формализма в организации работы с семьей;

    создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

    диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Ожидаемые результаты :

1.Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.

2.Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.

3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

4.Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников .

Традиционные :

1) коллективные – родительские собрания, конференции и др.

2) индивидуальные – педагогические беседы с родителями, посещение семьи;

3) наглядно – информационные – родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.

Нетрадиционные :

1) информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и т.д.);

2) досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные походы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с другими родителями (совместные праздники, выставки поделок и рисунков)

3) познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;

4) информационно-ознакомительная форма – ознакомление с родителей с ДОУ, особенностями его работы;

5) информационно-просветительская форма – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Проектная часть

Тип проекта : долгосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный

Цель проекта : организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Задачи проекта :

Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;

Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ;

Повышение педагогической культуры родителей;

Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;

Развитие творческих способностей детей и родителей.

Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.

Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.

Участники проекта : педагоги ДОУ, воспитанники и родители.

Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Примерный перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2013-2014 год

месяц

мероприятие

ответственные

сентябрь

Оформление стендов и другой наглядной агитации

Сбор сведений о родителях

Анкетирование родителей для выявления запросов, интересов родителей при организации услуг в ДОУ

Организационное родительское собрание: «Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в ДОУ детей 5-6 лет»

Консультация логопеда «Все о развитии детской речи»

Оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Фотовыставка «Как я провел лето»

Фотоальбом «Моя семья»

Конкурс поделок «Природа вокруг нас»

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

воспитатели

Логопед

Воспитатели

Родители, воспитатели

родители

октябрь

Спортивное развлечение «Веселые старты»

Консультация «Грипп. Меры профилактики»

Конкурс поделок «Полицейский дядя Степа»

Папка-передвижка «Профилактика гриппа и ОРЗ»

Развлечение «Праздник осени»

Физ.руководитель

Родители

Медсестра

Муз.руководитель

ноябрь

Выставка рисунков «Выходные в семье»

Консультация «Одежда детей в группе»

Оформление стенда «Ознакомление с «Конвенцией о правах ребенка»

Родительское собрание «С любовью к маме»

Родители

воспитатели

декабрь

Привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями.

Привлечение родителей к приобретению новогодних подарков.

Выставка новогодних подарков, сделанных своими руками.

Проведение новогоднего праздника.

Воспитатели

Родкомитет

Родители

Муз.руководитель

январь

Папка-передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».

Консультация «Самостоятельность ребенка. Ее границы»

Воспитатели

Родители

воспитатели

февраль

Консультация «Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»

Выставка детских рисунков «Мой папа»

Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»

Воспитатели, медсестра

Родители

воспитатели

март

Фотовыставка «Моя любимая бабушка»

Родительское собрание

Папка-передвижка «Традиции и культура Сыктывдинского района»

Папка-передвижка «Гиперактивность. Как с этим бороться»

Родители

Воспитатели

воспитатели

Воспитатели

апрель

Фотовыставка «Все профессии важны…»

Консультация «Все о компьютерных играх»

Консультация «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка»

Трудовой десант. Участие родителей в благоустройстве участка.

Родители

Воспитатели

воспитатели

Воспитатели

май

Выставка творческих работ «Этот День Победы»

Праздник «Этот День Победы»

Родительское собрание «Итоги года»

Папка-передвижка «Осторожно, клещи!»

Выставка детского творчества «Ах, лето!»

Родители

Муз.руководитель

Воспитатели

Медсестра

родители

Цели мероприятий, проводимых с родителями:

цели

мероприятия

Информировать родителей о программах воспитания и развития детей в детском саду, с особенностями воспитания детей.

Информационные общие стенды, оформление родительских уголков

Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы, сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения.

Анкетирование родителей

Сформировать общие интересы у родителей, научить самостоятельно решать возникающие проблемы

Родительские собрания в группах: организационное «Что должен знать ребенок 5-6 лет»; « С любовью к маме»; «Итоги года»

Оформление папок-передвижек: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности», «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей», «Традиции и культура Сыктывдинского района»,

Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности

Организация выставок работ детей и родителей: 1) конкурс поделок «Природа вокруг нас», выставка новогодних игрушек, сделанных своими руками

2) Выставка рисунков «Выходные в семье», «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды», «Мой папа», «Этот День Победы», «Ах, лето!»

3) фотоальбомы: «Как я провел лето», «Моя семья», «Моя любимая бабушка», «Все профессии важны»

4) привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями, участие родителей в благоустройстве участка весной

Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста

Оформление папок-передвижек: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»; «Самостоятельность ребенка. Ее границы», «Гиперактивность. Как с этим бороться», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»,

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми

Совместное проведение праздников: «Веселые старты», «Праздник осени», «Новогодний праздник»,

Установление доверительных отношений между семьей и ДОУ

Ознакомительные беседы

Анализ информации о семьях дошкольников

Сбор сведений о родителях

Ознакомление с факторами по укреплению здоровья, с методами закаливания в ДОУ и дома

Оформление папок – передвижек: «Грипп. Меры профилактики», «Одежда детей в группе», «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей», «Осторожно, клещи!»

Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка

Консультации логопеда

Этапы работы

1. «Этап общественного мнения ». Срок проведения: сентябрь 2013-2014 учебного года.

    Проведение анкетирования родителей воспитанников групп старшего дошкольного возраста для выявления запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУ;

    Составление перспективного плана мероприятий;

    Обсуждение вопросов, связанных с проведением мероприятий.

2 . «Этап непосредственного проведения мероприятий с родителями (законными представителями) и детьми. Срок проведения: октябрь – апрель 2013-2014 уч.гг.

Формы проведения мероприятия:

Родительские собрания

Папки-передвижки

Выставки творческих работ детей и родителей

Фотовыставки

Консультации

Мастер-классы

Проведение развлекательных мероприятий с родителями

Индивидуальные беседы

3. «Этап подведения итогов». Срок проведения – май 2014г. Подводятся итоги работы над проектом, определяются планы для дальнейшей работы.

Ресурсное обеспечение

Ответственные лица

Деятельность, полномочия

Итоги работы

1.Педагоги ДОУ

Организация поисковой и исследовательской деятельности, информационная поддержка.

2.Родительский коллектив

Подготовка к праздникам, поддержка по организации мероприятий, стендов

Активное участие во всех мероприятиях, видео и фотосъемка мероприятий

3.Инструктор по ФИЗО.

Методическая поддержка по организации и проведению спортивных праздников, оздоровительных мероприятий.

Разучивание различных игр, спортивных соревнований

4.Музыкальный руководитель

Методическая поддержка по организации и проведению праздников. Создание музыкальной копилки.

Разучивание песен, хороводов, элементов танцев.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.



Публикации по теме