Логопедический проект "непослушные звуки". Проект по логопедии (старшая группа) на тему: Логопедический проект

Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)

Одним из важнейших направлений моей деятельности в детском саду является работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения. Практика работы в ДОУ показывает, что такое воздействие - достаточно сложный процесс. Не все родители адекватно воспринимают речевые проблемы своего ребенка.

Одни стараются не замечать нарушения речи у малыша, игнорируют выполнение с ребенком домашнего задания, рекомендованного учителем-логопедом. Другие наоборот, проявляют излишнюю тревожность, предъявляя повышенные требования к речи ребенка. Такая позиция «тормозит», затягивает коррекционно-развивающий процесс. Поэтому разработка данного проекта стала актуальной.

Срок проведения: 9 месяцев.

Участники: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  • изучить особенности родителей воспитанников, уровень их педагогической компетентности по вопросам речевого развития ребенка;
  • разработать и провести систему мероприятий для родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста, через организацию клуба «Речевичок»;
  • составить и выпустить периодический детско-родительский журнал «Речевая полянка»;
  • создать картотеку для занятий родителей с детьми в домашних условиях: «Ваш домашний логопед»;
  • выработать и принять единые требования родителей к ребенку по вопросам общего подхода к воспитанию в процессе коррекции речи.

Ожидаемые результаты: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка, помощь в принятии позиции «активного родителя».

Реализация проекта предполагает работу по III этапам.

I этап подготовительный (информационно-аналитический).

Мероприятия:

  • анкетирование родителей: «Беспокоит ли Вас состояние речи ребенка?». Смотреть Приложение 1;
  • выпуск информационных листов: «Оцените речевое развитие вашего ребенка». Смотреть Приложение 2;
  • папка-передвижка: «Роль родителей в развитии речи детей». Смотреть Приложение 3;
  • сбор методических материалов к картотеке и журналу; разработка мероприятий.

II этап основной (практический).

Мероприятия:

  1. Проведение системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию клуба «Речевичок». Смотреть Приложение 4.
  2. Представление картотеки: «Ваш домашний логопед» (за основу взяты «Домашние тетради для логопедических занятий с детьми» Ю.Б. Жихаревой-Норкиной).
  3. Проведение детско-родительских мероприятий: конкурс по декламации стихов: «Весенняя капелька», праздник правильной и красивой речи «День рождение звуков». Смотреть Приложение 13.
  4. Выпуск журнала «Речевая полянка» 1 раз в 3 месяца. Смотреть Приложение 2.
  • Для любознательных родителей.
  • Беседуем и играем - речь развиваем.
  • Почитай-ка.
  • Наши руки не для скуки.
  • Анонс.

III этап заключительный (контрольно-диагностический).

Мероприятия: проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей через опрос, листы обратной связи, отзывы и предложения в гостевой книге клуба «Речевичок».

В результате реализации проекта «Ваш домашний логопед» был достигнут желаемый результат : так по данным опроса 85% родителей стали лучше ориентироваться в вопросах речевого развития детей, 60% родителей приняли активное участие в детско-родительских мероприятиях, 95% родителей научились выполнять задания из картотеки «Ваш домашний логопед». Родителям, которые не смогли посещать клуб «Речевичок», были предложены материалы мероприятий на электронном носителе (диске), памятки. Смотреть Приложение 11 , Приложение 12 , информационные листы, журналы «Речевая полянка».

Список литературы:

1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.

2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.

3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: воспитание и обучение. М., 2000.

Проект «Ваш домашний логопед»

Журнал «Речевая полянка»

Муниципальное образовательное учреждение

Ветлужская школа-интернат

«Давайте говорить правильно»

(социальный проект)

Руководитель проекта:

Лесникова Ирина Евгеньевна,

учитель-логопед

г. Ветлуга

201 6 г.

Актуальность проблемы ………………………………………….. 4

Цели и задачи проекта ……………………………………………. 5

Паспорт проекта…………………………………………………... 6

Этапы реализации проекта……………………………………….. 7

Мероприятия………………………………………………………. 9

Ожидаемые результаты……………………………………...…… 10

Описание проекта…………………………………………………. 11

Заключение…………………………………………………………. 14

Результаты проекта………………………………………………… 15

Список литературы………………………………………………… 16

Приложение……………………………………………………….. 17

Актуальность проекта

В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.

Участники проекта: учитель-логопед, учащиеся и родители учащихся 1-4 классов, учителя начальных классов, воспитатели.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:
выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
разъяснить и показать родителям, в чем заключается работа учителя-логопеда в школе;
повысить интерес родителей к вопросам речевого развития детей и предоставить необходимую информацию;
выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку, общего подхода к воспитанию;

Паспорт проекта

Название проекта

«Давайте говорить правильно»

Идея проекта

Логопедический проект «Давайте говорить правильно» направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития младшего школьника.

Образовательная организация

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья

"Ветлужская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида"

Индекс: 606860

Адрес: Нижегородская обл., г. Ветлуга, ул. Ленина д.48а

e-mail [email protected]

Класс, возраст учеников

1-4 класс, 7-10 лет

География проекта

606860, Нижегородская область, г. Ветлуга

Руководитель проекта

Лесникова Ирина Евгеньевна,учитель-логопед

Исполнители

учащиеся 1-4 классов и их родители

Сроки реализации

2015 – 2016 учебный год

Этапы реализации проекта:

Сроки

Этапы

Участники

сентябрь 2015 уч.года

Разработка проекта

Учащиеся 1-4

Родители учащихся 1-4 классов

октябрь 2015 г. – май 2016 года

Развитие проекта

Подведение итогов

Мероприятия по реализации проекта

Перспективный план реализации проекта

Месяц

Формы и методы работы

Тема

1 этап. Подготовительный этап

Сентябрь

Анкетирование родителей

«Я и
мой
ребёнок»

Познакомиться с родителями учащихся;
собрать анамнестические данные о ходе развития ребенка;
изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту;
изучить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития

2 этап. Основной

Сентябрь

Индивидуаль-

ные консультации

«Результаты диагностики»

Познакомить родителей с результатами диагностического обследования учащихся. Наметить пути преодоления речевого дефекта.
Рассказать о требованиях, предъявляемых к учащимся, посещающим логопедические занятия.

Публикация на сайте школы «Страница логопеда"

«Нормы речевого развития детей 7 лет»
«Организация работы логопеда на школьном логопункте»

Познакомить родителей с нормами речевого развития детей, с основными направлениями логопедической работы в рамках школьного логопункта.

Индивидуальные консультации

«План коррекционно-развивающей работы с ребёнком»

«Упражнения для развития мелкой моторики»

Познакомить родителей с основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми, с упражнениями для развития мелкой моторики».

Публикация на сайте

«Артикуляционная гимнастика»

Познакомить родителей с артикуляционными упражнениями.

Индивидуальные консультации

«Разное»

Ответить на вопросы, волнующие родителей

День открытых дверей

«Открытое занятие»

Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий родителями.

Родительское собрание

«Подведение итогов первого полугодия»

Познакомить родителей с динамикой речевого развития детей, наметить план работы на следующее полугодие

Январь, февраль, март, апрель

Мастер-класс

«Ребёнок-дисграфик. Как правильно себя вести»

Индивидуальные консультации

«Разное»

Публикация на сайте

«Развиваем речь ребёнка на кухне, на прогулке, на даче»

Познакомить родителей с понятием «логопедизация» семейной среды.

Индивидуальные консультации

«Итоги года. Вопрос-ответ»

Ответить на вопросы, волнующие родителей.

Родительское собрание

«Итоги года»
«Работа летом»

Продемонстрировать презентацию, в которой освещены методы и формы работы с детьми на летних каникулах.
Осветить результаты работы за год, проанализировать эффективность взаимодействия учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективность коррекционной работы с детьми.
Обсудить списки детей, продолжающих работу на школьном логопункте, а так же список выпускников.

Ежемесячно

Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда»

«А знаете ли вы?»

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей о развитии речи детей.

Заключительный этап

Мониторинг
родителей

«Анкетирование родителей»

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей
Отзывы родителей предложения и замечания

Мониторинг детей

«Логопедическое обследование»

Выявление уровня речевого развития детей

Участие на МО логопедов

«Давайте говорить правильно!»

Презентация проекта

Ожидаемые результаты.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка; Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами.

Описание проекта:

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по вопросам речевого развития детей проходит в 3 этапа:

Цель: получение реальной картины, анализ особенностей семьи и семейного воспитания ребенка, выработка тактики своего общения с каждым родителем.

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

    выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

    начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки "Домашний логопед";

    выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры между учителем логопедом и родителями.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку "Советы логопеда": методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.

Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса.

2 этап - основной (практический)

Задачи:

Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития школьников;

Пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей "Советы логопеда";

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта:

Проведение семинара практикума, мастер классов, консультаций, "круглых столов", "родительских гостиных", проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи;

Проведение индивидуальных консультаций;

Создание информационно-методического стенда "Советы логопеда" (ежемесячно);

Презентация копилки для родителей "Советы логопеда" (ежемесячно);

Ведение "Дневника успеха" (ежемесячно, родителями)

3 этап-заключительный (контрольно-диагностический).


Цель:
анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективности коррекционной работы с детьми.

Задачи:

    Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

    Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.

    Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов города и района.

Практическая значимость проекта

Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса. Содержащиеся в Проекте рекомендации могут служить отправной точкой при планировании работы с родителями в условиях логопедического пункта. Практические рекомендации могут найти широкое применение в деятельности Консультативных пунктов для родителей, созданных в образовательных учреждениях.

Заключение

Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Логопедический проект «Давайте говорить, писать, читать правильно направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития младшего школьника.

Результаты проекта

    Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;

    Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс, выполняют рекомендации логопеда, самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Советы логопеда», с сайта школы в разделе «Страничка логопеда.

Литература

    Антонова, Т.В. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка /Т.В. Антонова// Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 2-6

    Васильева, И.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.Н.Васильева // Вопросы психологии. – 2002. – №3. – С.54-63

    Вотинова, Е.М. Компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ/ Е.М. Вотинова, Е.М. Полюхович // Логопедия сегодня. – 2011. - №4.– С.70-74

    Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 143 с.

    Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй / Н.В. Микляева. – М.: ЭКСМО, 2006. – 205 с.

    Михеева, И.А. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7лет с ОНР/ И.А.Михеева, С.В. Чешева. – СПб.: Питер, 2009. – 155 с.

    Успенская, Л.П. Учитесь правильно говорить / Л.П. Успенская, М.Б. Успенский. – М.: Просвещение, 1992. – 234 с.

Приложение

Приложение № 1

Индивидуальные консультации

Приложение № 2

Родительские собрания

Приложение №3

Открытые занятия


Приложение № 4

Домашние задания


Приложение № 5

Праздники и развлечения



Приложение № 6

Анкетирование родителей учащихся

Анкета для родителей "Речевое развитие ребенка"

1. Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

2. Дата рождения________________________________________________________________

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, школа.)_______________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) _______________________________________________________________________________

5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) _______________________________________________________________

6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) _____________________________

7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ____________________________

8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___________________________

9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в школе? __________________________________________________________________10. Присутствуете ли на праздниках?____________________________________________

Приложение № 7

Уровень родительской мотивации

Муниципальное автономное дошкольное образование учреждение детский сад « Калинка» г.Черногорск

Проект по теме:

« Логопедическая кладовая »

Разработали: воспитатели группы компенсирующей направленности Дронова Н.А, Прибылова Л.В учитель-логопед Бойко О.О

Черногорск 2017

Введение :
Эффективность коррекционно–воспитательно–образовательной работы в логопедической группе во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. Л.С. Выготский писал: «Следя за детьми, в конечном счёте, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…»

В логопедических группах должна быть такая развивающая среда, чтобы она служила правильно выбранной коррекционной цели и была системой в процессе работы, т. к. слаженная работа приводит к положительным результатам.

Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребёнка, создавать возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, что позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Предметно - развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением и воспитателя и учителя-логопеда.

При создании развивающего пространства, как в групповом помещении, так и в кабинете учителя-логопеда, необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями, фронтальными формами работы, вербальными методами обучения. А это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса). Но управляющей структурой все же является учитель-логопед.

Создание развивающей среды является одной из основных задач общеобразовательной программы.

Уникальность проекта

Уникальность нашего проекта заключается в том, что мы предполагаем в своей деятельности взаимодействие педагогов, детей и членов их семей в создании особой развивающей среды и формировании творческого подхода к организации группового пространства.

Вид проекта : долгосрочный.

Продолжительность : 5 месяца

Сроки реализации : январь – май 2017г.

Участники проекта : дети с нарушениями речи компенсирующей группы , учитель-логопед, воспитатели, родители.

Ресурсы проекта: канцелярия: офисная бумага, ножницы, цветная бумага; худ.литература, дидактический материал, добровольная спонсорская помощь,

Возраст дошкольников на которых рассчитан проект 5-6 лет, Старшая группа

Актуальность проекта .

В настоящее время перехода от функционирования логопедических пунктов к компенсирующим группам для детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) актуальной становится проблема организации пространственной среды для данной категории детей .

Речь, как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи , умения ею пользоваться в игре, конструировании, наблюдении, при непосредственной образовательной деятельности и т. д. зависит самооценка, успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и социальное положение в детском обществе. Не только коррекционные занятия со специалистами, но и окружение ребенка должно способствовать развитию речи дошкольников . Пространственная среда , как система материальных объектов, создает условия для успешной социализации ребенка с недостатками речи , его личностного развития в соответствии возрасту видам деятельности.

Особая важность проекта обусловлена тем , что коррекция речи должна осуществляться комплексно и систематически в условиях ДОУ и семьи. Окружение должно стимулировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, действий в речи , а также способствовать более быстрому и ненавязчивому закреплению работы по исправлению дефектов речи , проводимой логопедом на индивидуальных и групповых занятиях .

Организация пространственной среды в компенсирующей группе для детей с нарушениями речи должна быть проведена при участии не только учителя-логопеда и воспитателей, но и родителей. Тем самым обеспечивается перенос знаний родителей по организации окружения ребенка в домашние условия и осуществляется профилактика симптома «брошенного ребенка» *.

*Симптом «брошенного ребенка» обусловлен семейным укладом, при котором ребенок вынужден общаться только с компьютером , телевизором, игрушками (часто не способствующими развитию ребенка) . Родители перекладывают воспитание и обучение ребенка на бабушек, няней, воспитателей и т. д.

Цель проекта : создание предметно-развивающей среды для повышения потенциальных возможностей полноценного речевого развития детей .

Задачи проекта:

1. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, открывающими возможности для их позитивной социализации, их личностного развития;

2. Повышение компетентности воспитателей и родителей в вопросах организации предметно-развивающей среды для ребенка с нарушением речи ;

3. Увеличение объема воздействия и обеспечение закрепления материала по коррекции дефектов речи в условиях группы при самостоятельной и совместной деятельности детей ;

4. Воспитание любви и интереса к художественной литературе, к коррекционным занятиям;

5. Развитие психических процессов и двигательной активности, создающих базу для успешной коррекции недостатков речи .

Этапы реализации проекта :

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический) :

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы , выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей .

Задачи:

1) Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.

2) Диагностика содержания пространственной среды в группе .

3) Определение содержания логопедического проекта , условий его реализации.

II. Основной этап (практический) :

Реализация содержания проекта .

1) Тематические выступления для воспитателей «Обогащение и планирование работы по развитию речи детей в центрах группы ».

2) Тематическая консультация для родителей «Создание развивающей среды для ребенка с недостатками речи ».

3) Привлечение родителей для создания пособий, игр для центров группы , способствующих речевому развитию. (например, артикуляционных кубиков, полянок для развития речевого дыхания и т. д., а также реквизита и костюмов персонажей для сюжетно-ролевых игр.

4) Подбор художественной литературы и создание книжек-малышек для библиотеки.

5) Подбор настольных дидактических игр по развитию различных сторон речи детей .

6) Подбор игр для развития психических процессов и двигательной сферы детей .

7) Разработка планирования работы в центрах групповой комнаты с учетом речевой активности.

III. Заключительный этап :

Ожидаемые результаты :

1. Ненавязчивое и прочное «присвоение» знаний и умений, приобретенных ребенком в процессе практической деятельности в специальных организованных условиях ;

2. Развитие всех сторон речи детей , а также параллельно психических процессов, общей и мелкой моторики;

3. Воспитание устойчивого интереса к играм по развитию речи ;

5. Квалифицированная и достаточная организация предметно-развивающей среды с учетом возраста , особенностей детей и здоровьесбережения;

6. Повышение компетентности родителей в вопросе речевого развития детей . Приобщение семьи к созданию предметно-развивающей среды в группе .

речи в литературе и в рамках ФГОС ДО.

Продукт проекта:

1. Центр коррекции звукопроизношения, в котором находятся: настенное зеркало с дополнительным освещением, небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка, логопедические зонды, вата или ватные диски, спирт и др., литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, текстах, карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры).

2. Центр развития мелкой моторики, в котором находятся разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаика, пазлы, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, спичками, миниатюрные сухие пальчиковые бассейны, трафареты на различные лексические темы, картотеки пальчиковых гимнастик, а также различных упражнений на координацию речи и движения.

3. Центр по преодолению ОНР (общего недоразвития речи) способствует развитию речи через книги, содержащие рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме. Все это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности, воображению и даже эстетическому наслаждению.

4. Центр развития речевого дыхания и фонального восприятия включающая в себя детские музыкальные инструменты, соломинки для коктейля, картотека дыхательных упражнений, «ветродуйчики» и прочее.

Очень любят дети мыльные пузыри, которые наглядно и действенно учат детей длительному и короткому, плавному и резкому выдоху. Хороши также в формировании у детей правильного речевого дыхания вертушки, мелкие легкие игрушки.

5. Центр развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза включает (зона тембрального восприятия):

схемы для определения позиции звука в слове, «звуковые дорожки», картинный материал и игры для определения места звука в словах.

6. Центр развития лексико–грамматической стороны речи состоит из различного картинного материала (сюжетные картины, серии сюжетных картин, картинный материал «Сложные слова», «4 лишний», и др.)

7. Центр обучения грамоте : представлен схемами для разбора слов, предложений, фишками, магнитной доской, магнитной азбукой, слоговыми таблицами, буквоградами и т. д.

8. Центр фразовой речи: здесь помимо картин представлен кукольный театр, пальчиковый театр.

9. В центре методического сопровождения представлена:

справочная литература по логопедии и детской психологии;

материалы по обследованию речи детей;

методическая литература по коррекции звукопроизношения;

методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);

учебно-методическая литература по обучению грамоте;

учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи.

10. Информационный центр, где размещаются:

график работы логопеда

результаты обследования;

материал по лексической теме и звукопроизношению;

индивидуальные тетради;

игровые задания на развитие речевой моторики, ручной умелости и многое другое.

11. Центр ТСО (технических средств обучения, в которой располагаются магнитофон, компьютер, аудиотека, диски с компьютерными играми обучающей и развивающей направленности. В наше время невозможно представить обучение детей без компьютера и компьютерных технологий. Задания, которые ранее дети получали на бумажных носителях теперь видны на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием. обеспечивает чувство психологической защищенности; является средством полноценного развития воспитанников;

сочетает привычные и инновационные методы в организации и проведении коррекционных занятий.

12. Центр речевого развития на участке (веранде) группы.

переносные зеркала (маленькие), карточки с артикуляционным укладками, навесные бусы, конструктор, пазлы, сухие пальчиковые бассейны, картотека дых.упражнений, мыльне пузыри и т.д.

Реализация проектной деятельности по различным темам

Основными задачами проектной деятельности являются:

1 Создание условий для развития речевых, познавательных и творческих способностей детей;

2. Формирование важности совместного творчества педагогов, воспитанников и их родителей;

3. Раскрытие творческого потенциала детей;

4. Воспитание нравственных качеств и патриотизма.

Первой темой проекта была "Разноцветная Осень".

Эта тема помогла развить общее представление детей о прекрасном времени года - осени. Полученная информация способствовала развитию у детей активной мыслительной деятельности: анализа, сравнения, обобщения, правильному высказыванию мыслей. Итогом этой деятельности была выставка работ совместного творчества детей и их родителей " Дары Осени"

Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, знакомство с традициями и обычаями. Формирование у детей нравственных ценностей, любви к родному городу, воспитание гражданина и патриота своей страны осуществлялось в проекте "Что мы знаем о своём городе?" Беседы о Ростове, совместные прогулки и экскурсии детей с родителями, рисунки детей, фотовыставка" Наш город" - всё это способствовало обогащению знаний и умению детей.

С целью привлечения внимания родителей воспитанников, а также педагогов к проблемам приобщения детей к книге было принято решение участия ДОУ в районном проекте " Книга в детский сад" Был создан мюзикл" Муха-Цокотуха" и дети приняли участие в конкурсном движении. Задачей наших проектов стало увеличение степени участия родителей в жизни детского сада. Модель " Книжного дерева" отразила степень читаемых произведений детям в семье, увеличила степень участия родителей в формировании книжной культуры. Дети с удовольствием рисовали любимых героев, изготовили книжки-малышки в дар библиотеке.

IMG]/upload/blogs/detsad-221954-1471428437.jpg о приглашению сотрудников районной библиотеки им. Зои Космодемьянской наши воспитанники посетили открытый урок " Любимая книга"

Только совместная и плодотворная работа родителей и сотрудников ДОУ способствовала реализации поставленных задач в моей проектной деятельности.

У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего этим местом является то место, где человек родился или провёл много времени, вспоминая своё детство. Этому городу не обязательно быть столицей. Наш город многонациональный, является столицей ЮФО. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, географическим, природно - экологическим своеобразием родного края. " Знать - значит полюбить" - так гласит поговорка. Эти знания о родном крае помогут детям правильно распорядиться, сохранить и приумножить наследие поколений. Был разработан перспективный план по ознакомлению с родным городом детей старшей группы. Творческий проект включил в себя анкетирование родителей, беседы о Ростове,совместные экскурсии детей с их родителями, фотоконкурсы ко дню рождения города, выставку рисунков " Любимое место в городе",изготовление макетов города - будущего,проведение спортивного праздника " Папа, мама и я - ростовская спортивная семья". экскурсия в районную библиотеку им. Зои Космодемьянской.

Логопедический проект

«В стране

гласных звуков и букв»

Составитель:

Учитель-логопед Пархоменко Н.С.

Логопедический паспорт

«В волшебной стране гласных звуков и букв»

Тип проекта: Информационно - творческий

Срок реализации: краткосрочный (6 недель).

Актуальность темы:

Нарушение фонематического слуха не позволяет детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, задерживает развитие связной речи. Следовательно, одной из важнейших проблем при подготовке детей к освоению грамоты, является проблема развития фонематического слуха у дошкольников.

Дети с речевыми нарушениями, испытывают существенные трудности в усвоении грамоты. В логопедическую группу поступают дети с 5 лет с недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Детям с ОНР для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.

В связи с данной проблемой определены объект, предмет и гипотеза исследования.

Объект изучения : развитие фонематического слуха у детей с ОНР при подготовке к изучению грамоты.

Предмет изучения : дидактические игры и упражнения для изучения гласных звуков и букв.

Гипотеза: использование игровой деятельности, облегчающей процесс усвоения грамоты, делающей его интересным и занимательным.

Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательную деятельность невероятно увлекательной.

Участники проекта:

  1. Учитель –логопед
  2. Воспитатели коррекционной группы.
  3. Воспитанники группы с общим недоразвитием 3 уровня.
  4. Родители

Цель : развитие фонематического слуха, развитие интереса у детей с ОНР к изучению гласных звуков родного языка,

Задачи:

Предполагаемый результат проекта:

  1. Закрепление знания детей о гласных звуках, особенностью их артикуляции, сформированное понятие о символе звука.
  2. расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
  3. Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания; закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, воображения.
  5. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
  6. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.
  7. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

Перспективный план реализации проекта:

  1. Этап: Подготовительный (1 неделя).

Задачи.

Мероприятия.

1. Осознание проблемной ситуации. Определение цели, задач проекта.

2. Подобор и изучение методической литературы по теме проекта; Анализ приёмов и технологий работы по изучению гласных звуков и букв у детей.

3. Составленме плана основного этапа

1. Проведение диагностического обследование по теме проекта.

2. Консультация для педагогов «Особенности развития фонематического слуха у детей нашей группы (по результатам диагностики)».

3. Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха при изучении гласных звуков и букв у дошкольников с ОНР».

  1. Этап: Практический (4 недели)

Задачи.

Мероприятия.

1. Работа с родителями: Пополнить педагогические знания родителей при выполнении домашних рекомендаций логопеда.

2. Работа с педагогами и детьми. Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и воспитателя при обучении детей грамоте.

Разработать картотеку заданий и игр по изучению гласных звуков.

1. Подбор, изготовление наглядного и раздаточного материала для изучения гласных звуков и букв.

2. Консультация в родительском уголке «Гласные звуки и буквы». «Писать буквы весело», буклет для родителей «Играем-фонематический слух развиваем»

3. Внедрить метод приёма «Составление звуковых историй», на логопедических занятиях»

4. Включение воспитателем заданий логопеда по обучению грамоте в режимные моменты дня.

5. Проведение логопедом логопятиминуток.

5. Консультация для педагогов «Развитие графо - моторных навыков»

6. Проведение специальных игровых и тренировочных упражнений по развитию у детей графо - моторных навыков.

7. Проведение воспитателем занятий по продуктивной деятельности «Гласные буквы своими руками».

8. Конкурс «Сделай букву сам», с активным участием родителей.

9. Художественное творчество: «Рисуем гласные звуки и буквы».

  1. Этап: Заключительный (1 неделя)

Практическая значимость проекта:

1.Обогащение предметно-развивающей среды:

Иллюстративным материалом «Предметные картинки для выделения гласных звуков»

Обновленными зрительные символы гласных звуков;

Дидактическими играми: «Интересные гласные» (Цель: выделение гласных звуков и букв в середине слов); «Подбери домик» (Цель: определение позиции гласного звука); «Узнай что звучит» (Цель: различение неречевых звуков); «Певцы» (Цель: развитие речевого дыхания и голоса); «Кораблики» (Цель: закрепить умение делить слова на слоги); «Магазин» (Закрепить умение делить слова на слоги, выделять гласные звуки), «Следы» (Цель: Формирование фонематического восприятия у детей с ОВЗ), . пропевание гласных звуков с движениями, Пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания, Игры с мячом для закрепления произношения гласных звуков и развития плавного, сильного выдохов: Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем», Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук».

2. Для решения задачи знакомства с гласными звуками и умения подбирать слова, начинающиеся на гласные звуки, введён такой игровой приём, как составление звуковых историй. Используя картинки , названия которых начинаются на изучаемый звук, составляли звуковые истории про гласных девочек.

При составлении звуковых историй дети значительно быстрее и легче запоминают слова, начинающиеся на гласные звуки. Детям нравится знакомиться с гласными девочками, они активно включаются в работу. При этом истории могут быть разнообразные, творческие.

Заключение:

Целенаправленная, комплексная работа взаимодействия воспитателей, логопеда и родителей с использованием игровой деятельности, способствует устранению у детей логопедических групп, имеющихся трудностей при усвоении грамоты. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать фонематический слух дошкольников. Использование игровой деятельности на этапах обучения грамоте, закрепления полученных навыков на коррекционном часе воспитателя, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогло успешно детям усвоить основы грамоты в детском саду.




Публикации по теме